Вместе с семьей

Разделы: Работа с родителями


Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно- здоровое
поколение, то должны решать эту проблему
“всем миром”: детский сад, семья, общественность.

С.В. Глебова

Семья для ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

В основе взаимодействия семьи и МДОУ № 45 “Добрая фея” лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Отношения между ДОУ и семьей определяются понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Для реализации таких отношений коллектив учреждения решает задачу сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким, дифференцированным, активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.

В основу реализации работы с семьей в нашем детском саду заложены следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей;
  • максимальное использование воспитательного потенциала семьи в работе с детьми;

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:

  • привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • изучение особенностей семейного воспитания, опыта воспитания и обучения детей;
  • просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, начинается до того, как они привели ребенка. При записи ребенка в ДОУ каждая мама получает четкую информацию от заведующего ДОУ и педагога – психолога о периоде адаптации и о том, что родители могут сделать, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Проводится соответствующее анкетирование.

Медицинские работники осуществляют сбор анамнеза для осуществления индивидуального подхода в реализации оздоровительных мероприятий. Воспитатели и педагог – психолог беседуют с родителями об особенностях поведения их детей дома с целью выявления индивидуальных особенностей детей и особенностей семейного воспитания, знакомят с развивающей средой, созданной в группах раннего возраста, отвечают на интересующие вопросы.

Ежегодно, на традиционном общем собрании родителей вновь поступивших детей, мы знакомим со спецификой ДОУ, его образовательными возможностями. Для родителей проводится экскурсия по детскому саду, встречи в неформальной обстановке с администрацией и специалистами, работающими в учреждении. Такая форма работы позволяет родителям составить представление о ДОУ, о его среде, кадрах, направлениях воспитательной деятельности.

У нас функционирует комплексная система оздоровления детей, которая строится на использовании средств физического воспитания и закаливания и характеризуется индивидуальной и подгрупповой формой организации. Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует тому, что задачи обучения и оздоровления детей решаются с учетом состояния здоровья и развития каждого ребенка.

Работа по вовлечению родителей в деятельность ДОУ проводится в три этапа:

  1. Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

Во взаимодействии с родителями большое внимание уделяем выявлению потребностей семей воспитанников, что позволяет ДОУ варьировать спектр воспитательно-образовательных услуг.

Анализируя анкетирование родителей, было выявлено, что родители хотели бы получить от ДОУ:

  1. максимально полную информацию о ребенке – 95 %;
  2. психолого-педагогические рекомендации по общению с ребенком – 89%;
  3. психологическую консультацию – 83%;
  4. рекомендации по проведению занятий с ребенком дома – 72%;
  5. рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка данного возраста лучше прочитать – 64 %

 

Выявленные запросы родителей определили формы совместной деятельности и общения, отвечающие запросам родителей.

Для реализации первого этапа педагоги активно используют беседы с родителями, анкетирование, почтовый ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, посещение на дому, наблюдения. Осознание педагогическим коллективом приоритета семьи в совместной работе привело к появлению новых коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию родителей в педагогическом процессе.

Психолого-педагогическое просвещение – один из самых важный этапов нашей работы с родителями. Вопросы охраны физического и психологического здоровья, формирования культуры здоровья стали одним из важнейших направлений просветительской деятельности.

Для его реализации функционирует семейный клуб “Здоровье”. Специалистами ДОУ в рамках работы клуба проводятся заседания с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей “Значение корригирующих упражнений для исправления плоскостопия у детей”, “Специальные упражнения на воде для профилактики плоскостопия”, “Роль общеразвивающих упражнений в исправлении осанки у детей”, лекции – беседы “Профилактика плоскостопия в домашних условиях” и другие. Ежегодно проводятся выставки нестандартного спортивного оборудования, которое можно изготовить своими руками в домашних условиях и т.д. Разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками (план работы клуба и рабочие материалы прилагаются).

В целях пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей, формирования интереса к физической культуре и спорту, вовлечения их в деятельность ДОУ, регулярно проводятся физкультурные праздники “Мама, папа и я – спортивная семья”, “Дни здоровья”, дружеские встречи - соревнования между родителями и детьми разных возрастных групп, а так же праздники в бассейне “Праздник Нептуна”, “Прощай, бассейн” и др. Появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, тети, дяди и т.д. Все дружно “болеют” за свою команду, а потом вместе пьют чай и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

Наши спортивные семьи достойно представляют детский сад на зимней и летней городских спартакиадах “Мама, папа, я - спортивная семья”.

С 2002 года в детском саду функционирует школа “Психология – родителям”, которая призвана решать следующие задачи:

  • повысить уровень психологической грамотности родителей;
  • помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка, сохранению психологического здоровья детей.

При организации занятий школы предпочтение отдается активным методам взаимодействия с родителями: дискуссиям, деловым играм, тренингам, беседам и пр. На занятиях школы мы стараемся увлечь родителей обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным жизненным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогами и другими родителями своими мыслями, сомнениями (методические материалы прилагаются).

Опыт работы в школе “Психология – родителям” был представлен в 2005 году на городской научно – практической конференции “Образование – забота общая” и отмечен благодарственным письмом. Статья о работе школы опубликована в 2008–2009 учебном году на фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительных к школе групп. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада (психолога, логопедов, медицинского персонала, воспитателей по ИЗО, физической культуре) с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки, родительские собрания на тему “Как подготовить ребенка к школе”.

Не забываем мы и о наглядных формах работы: информационные стенды, папки – передвижки, видеофильмы, презентации, информационные буклеты, памятки – рекомендации, уголки для родителей и др.

Главная задача наглядной информации в нашем учреждении – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье в преодолении трудностей.

Информационные стенды в нашем саду представляют материал, демонстрирующий специфику ДОУ. Здесь приведена информация о режиме работы, какие специалисты у нас работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями. Стенды помогают сформировать у родителей представления о ДОУ, демонстрируют заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями.

В группах оформлены “Уголки родителей”, где представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий детей в группе, объявления. Один из разделов обязательно посвящен информации о программном содержании занятий, даны перечни рекомендуемой литературы, игр для детей и пр.

Для более подробного ознакомления родителей с теми или иными вопросами воспитания оформлены папки – передвижки, рубрики “Советы специалистов”, где помещается информация педагогов психологов, логопедов и др. специалистов ДОУ.

Наглядно – информационные формы организации общения являются в нашем ДОУ естественным дополнением диалога двух партнеров – педагогов и родителей.

Хорошо зарекомендовала себя такая традиционная форма взаимодействия, как родительское собрание. Структура и тематика собраний варьируется в зависимости от запросов родителей. Она может включать следующие компоненты:

- слово воспитателя (руководителя ДОУ) по теме собрания;

- представление семейного опыта;

- выступление специалиста (по запросу родителей);

- обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

- просмотр видеофильмов о жизни группы;

- выступления родителей;

- открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;

- выступления детей;

- подведение итогов.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей.

Главной задачей педагогического коллектива ДОУ на третьем этапе считаем создание условий для развития нормальных отношений в семье, что достигается при участии педагогов, родителей и детей в различных совместных мероприятиях.

С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей”. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы родителям очень нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: конкурс – выставка коллажей “Зимняя сказка” поделок из природного и бросового материала “Осенняя природа и фантазия”, “Мастерская Деда Мороза”. Родители с удовольствием участвуют в таких выставках, которые уже стали традиционными, вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Организация совместных праздников “Мама – слово дорогое” ко Дню Матери, “Слава воинам – защитникам!” к 23 февраля, “У самовара я и моя мама” к 8 марта и досугов “Колядки”, “В горнице” способствуют неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают в них участие: танцуют и поют вместе с детьми, участвуют в играх и конкурсах, показывают свою эрудицию, смекалку. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

Ежегодно осенью в рамках игрового проекта для детей и взрослых “В город пожаловала осень” проводятся конкурс чтецов “Здравствуй осень, подруга моя дорогая” и развлечение “Осенние мотивы”, а так же осенний праздник “Фруктово-огородная страна”. Готовясь к конкурсу и празднику родители разучивают вместе с детьми стихотворения, разрабатывают “презентацию” для своего ребенка, помогают детям и воспитателям готовить украшения для зала. Большинство семей творчески подходят к заданию: сочиняют стихи о своих детях, оформляют альбомы. Красота осени, музыка, поэзия сближают участников мероприятий, позволяют установить отношения дружбы и соучастия.

Наиболее активным родителям на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма и грамоты от Администрации МДОУ.

В процессе творческого поиска сложилась система работы с родителями, особенностями которой является следующее:

  • создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей;
  • родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия;
  • родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - стараются претворять их в жизнь.

Таким образом, работа педагогов с родителями в условиях нашего ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, взаимопомощи и понимания проблем друг друга.

Литература

  1. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. [Текст] / С.В.Глебова. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005. – 111 с.
  2. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
  3. Кузнецова, Е. Единое пространство резвития ребенка в семье и ДОУ. [Текст] / Е.Ильина. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2006. № 4. – С. 76 – 82.
  4. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер.// Приложение к журналу “Управление ДОУ”. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  5. Богославец, Л.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. [Текст] / Л.Г.Богославец, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2004. № 5. – С. 18 – 27.