СМИ – современный обзор

Разделы: История и обществознание


Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ), каждое из них формирует то или иное мнение. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.

Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству. Необходимо, что бы телевидение играло не только роль всеобщего раздражителя, навязывающее людям свои вкусы и пристрастия, но и понимало свою ответственность; которые накладывает открытый доступ в дома миллионов людей.

Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков – представителей разных общественных наук. Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе. Где-то такое служение обеспечиваются откровенным вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), где-то – более тонкими экономическими (коммерческими) механизмами. Но, находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.

В основе телевизионной идеологии современного общества, базирующегося на частной собственности и законах предпринимательства, лежат следующие ценности: индивидуализм, протестантская трудовая этика (несмотря на то, что реклама и развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее), подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина, образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами) , материализм, технологический прогресс, умеренность семья, плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус-кво) и институциональная ответственность.

Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на модель порядка, а не конфликта. Предлагаемые решения проблем, как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (например, счастьем и достижением) и институтами современного индустриального общества. Эти институты характеризуются процессами приватизации, рационализации и бюрократизации. Р.се это может сильно затруднить достижение идеальных целей. В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются.

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации – мощная сипа воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьезно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда “чистые”, но зато привлекающие читателя направления (“Желтая пресса”, “Скандалы”, “Совершенно секретно”, “СПИД-инфо и т.д.) А телевидение массово пропагандирует всевозможные “проамериканские” викторины (“Поле чудес” – аналог американского “Колеса фортуны” и другие), а также различные ток-шоу на злободневные темы (“Большая стирка”, “Окна” и т.д.). Что ж, уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ...

Цель: Активизировать познавательную и мыслительную деятельности учащихся в процессе работы, развития их способностей.

Задачи:

Образовательные: обеспечить создание у учащихся образного представления о видах средств массовой информации.

Воспитательные: воспитание эстетических взглядов, воспитание положительного отношения к предмету;

Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Примененная педагогическая технология: проблемное обучение, личностно-ориентированное, реализация компетентностного подхода.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оборудование:
– учебник Боголюбов. 10 класс. М. издат-во “Просвещение”.
– Пособие по общеегвознанию. “Школьная программа. Обществознание в таблицах”. 10–11 классы. Пособие по обществознанию в схемах и таблицах. А.В. Махоткин., Н.В. Махоткина.
– Мультипроектор.
– Учебная презентация.
– Мел, доска

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты).
А) проверка готовности учащихся к уроку.
Б) проверка учащихся по журналу.

2. Актуализация опорных знаний.

Тест по теме: Культура. Формы и разновидности культуры:

1) Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой
создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. В каком
смысле “узком” и ли “широком” дано определение? (Впишите ответ.)

2. Функциями культуры являются… Выберите верные.

А) познавательная
Б) оценочная
В) регулятивная
Г) информативная
Д) коммуникативная

3. Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе – это

А) субкультура
Б) контркультура

4. Соотнесите стрелочками следующие утверждения:

Элитарная Концертная и эстрадная музыка, поп культура
Народная Создается привилегированной частые общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
Массовая Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

5. Что относится к культуре в широком смысле:

А) исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

Б) Практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

3. Объяснение нового материала

Показать основные виды СМИ, посмотреть и уяснить принципы СМИ

4. Закрепление знаний

Проблемный вопрос: нужно ли показывать на экране нецензурную брань, “черный юмор”, и иную пошлость которую очень часто демонстрируют СМИ?

5. Подведение итогов:

– отметить лучшие ответы;
– указать на допущенные ошибки;
– объявить оценки за урок.

Литература.

  1. Резников М.Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2011. С. 95.
  2. Джигит И.С. История развития и достижения советского телевидения.// Радиотехника. 1947. № 9. С. 39–43.
  3. Шамшин В. А. Телевидение.// Электросвязь.1975. № 9. С. 1.
  4. Талызин Н.В. Связь, телевидение, радиовещание.// Радио. 1976. № 3. С. 1–3.
  5. Горохов ПК. Б.Л.Розинг – основоположник электронного телевидения. М.: Наука, 1964. 120 с.
  6. Бурлянд В.А., Володарская BE., Яроцкий А.В. Советская радиотехника и электросвязь в датах. М., Связь, 1975. С. 191.
  7. Добровольский ЕЕ. Основные направления научно-технического прогресса радиосвязи, радиовещания и телевидения. М.: Связь, 1974. С. 56.