Школьный музей как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. Музыкально-поэтический час "Вышла из войны…"

Разделы: Литература


 «Не знать истории своего края нельзя, потому что недостаток знаний делает человека равнодушным, а равнодушие, как ржавчина, разъедает души людей». Воспитание высоких чувств, культуры поведения, патриотизма у наших юных сограждан – этой цели можно достичь, приобщая ребят к литературе, к культуре прошлого, и, в первую очередь, прошлого своего края, своей малой родины.

В нашем школьном музее представлены экспозиции,  отражающие события из истории нашего села и школы. В музее собраны материалы о жизни и быте людей  19 века: обувь, одежда; посуда, орудия труда и другие предметы. С помощью музейных средств можно приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Память о знаменитых людях села является лучшим примером и ориентиром для подрастающего поколения. Именно с уважения к своей истории, с любви к малой Родине берет начало патриотическое чувство у каждого из нас. Школьный музей не только расширяет кругозор, но и дает пищу для ума и сердца.  В музее представлены последние издания книги Памяти, письма, фотографии, медали времён войны – эти экспонаты позволяют полнее прочувствовать трагические события страны, гордиться тем, что среди героев, защитников Отечества были наши земляки, бабушки и дедушки наших учеников.

Включение элементов краеведения на уроках – лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, музыкально-поэтический час, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе и  русскому языку.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик  может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Казалось бы, как же можно совместить на уроке учебный материал и музейный. Если педагог творческий, эрудированный, то это не составит большого труда.

Цели:

  • познакомить с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии;
  • воспитывать способность воспринимать прекрасное через поэзию;
  • воспитывать любовь к родному краю, к своим односельчанам;
  • формировать высокое патриотическое сознание и развивать  духовность личности

Оборудование: экспонаты краеведческого музея, компьютер, презентация, на доске эпиграф.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня урок литературы мы проводим не в обычном, привычном месте – в классе, а в школьном краеведческом музее.  Здесь представлен большой краеведческий материал, на основе которого можно много узнать о наших земляках – первоцелинниках, о школьной пионерской организации. Много экспонатов, отражающих быт народа в 19 веке. Но сегодня хотелось бы обратить ваше внимание на стенд, посвященный воинам-землякам, сражавшимся за нашу родину в годы Великой Отечественной войны.
Давно отгремела война, годы отделяют нас от победного дня 1945 года – срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились не только те, кто встретил войну подростком, но даже и те, кто родился во вторую половину сороковых и пятидесятых годов. Прошло 65 лет со дня великой Победы, осталась на земле память, которая объединяет поколения. Человек может смутно помнить или совсем не знать конкретной реальности прошлого, но он, как частица истории, неотделим от того, что было. Особенно это относится к Великой Отечественной войне. Память и поэзия продолжают свой долгий путь.          

Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад.
Мы сами рассказать
Должны по праву
О нашем поколении солдат.

Этими строками поэта Николая Старшинова мы открываем страничку поэтической тетради участницы Великой Отечественной войны  нашей землячки Марии Андреевны Ресенчук.

2. Изучение нового материала

1) Учитель: Белая украинская хатка притаилась на улице Н.Карпенко. Здесь в этом домике и жила Мария Андреевна, бывшая медсестра военных лет, женщина, которая отличалась от нас с вами: влюбленностью в природу, в книги, людей, в Россию.
Машенька Ресенчук (в девичестве Макаровская) попала в госпиталь 23 августа 1943 года и прослужила в нем до 16 октября 1945 года. Судьба у девушки была трудная. Родилась и выросла она в Вологодской области. Рано осталась без отца. В семье было четверо детей. Шестнадцати лет пошла трудиться на лесозаготовки, рвала девичий живот свой на лесосплаве  в Архангельской области. Вместе с такими же, как и она, девчатами ловила и вытаскивала на берег тяжелые бревна. С лесосплава добровольно пошла в прифронтовой госпиталь.
Под бомбежкой  и артобстрелом шла борьба за каждого раненого. Рядом были кровь, стоны, проклятья и надежды глаза. Сколько доброты, милосердия, самообладания и сил требовалось, чтобы выдержать это, вселить уверенность в лучший исход. Всеми этими качествами обладала Мария Андреевна. А еще  в ее душе все более проявлял себя поэтический дар. Пережитое на войне вылилось в волнующие стихотворные строчки, которые высвечивают былое тонким лучом истины.

2) Выразительное чтение стихотворений учащимися (* – см. Приложение 1).

(Учащиеся одеты в военную форму: девочки – медсестры, юноши – солдаты)

«Тяжело девчонке на войне»*

«Ты помнишь?»*

Учитель: Особенно тяжело пришлось на Карельском фронте. Раненые поступали в госпиталь день и ночь. Бывало, едва держась на ногах от усталости, смахивая марлечкой росинки пота со лба, выбежит подышать  свежим воздухом, а из палаты зов:
– Сестричка наша родная! Здоровьечко наше!
– Потерпи, голубчик, потерпи! –  Старалась унять боль  раненого бойца Маша. Посмотрит, бывало, в полные мольбы глаза солдата и, несмотря на глубокую ночь, на смертельную усталость, не посмеет отказать – пишет под диктовку перебинтованного вдоль и поперек бойца письмецо матери ли, жене или любушке…

«Защитник»*

Учитель:   А дома так ждали этих писем-треугольников матери, жены, сестры. Особое место в творчестве Марии Андреевны  занимают стихотворения о трудной судьбе женщины на войне, женщины-солдатки. 

 «Ожидание»*

Инсценировка стихотворения «Мать»*

«Солдатка»*

Учитель: Тогда-то в госпитале и поняла Мария Андреевна, что значит людское сострадание, жертвенность, совестливость и милосердие.  Этими качествами сполна отличались  девушки из прифронтового госпиталя.  В стихотворении «Сестрица» Мария Андреевна скажет о своих подругах прочувствованное слово.

Сестрица*

Учитель: Да и сама Мария Андреевна в этом страшном пекле войны уцелела чудом. Вскоре вместе с действующей армией госпиталь вошел в Прагу, где и закончилась для Машеньки та страшная война. После войны госпиталь отправили в Томск. Там она и познакомилась с будущим мужем Павлом Михайловичем Ресенчуком. Когда в стране началось освоение целинных и залежных земель, молодожены приехали на родину Павла Михайловича, в село Южно-Подольск, где в мире и согласии прожили без малого 35 лет…
Она вырастила трех дочерей, дождалась внуков. Страшная болезнь мучала и терзала ее много лет. Когда позволяло здоровье, Мария Андреевна  рукодельничала, пока не появился в совхозе Дом быта, обшивала всю деревню (учитель показывает экспонаты музея-вещи, сшитые Марией Андреевной).  Но главным делом ее жизни стала поэзия. Ей хотелось рассказать односельчанам, особенно молодежи, о пережитом и выстраданном на войне, и именно военный цикл ее стихов занимает главное место в творчестве. 

Ночью*

Почему-то мне опять не спится,
В голове  тревожных мыслей рой.
Ласковая добрая сестрица
Низко наклонилась надо мной.
Помню, как когда-то в медсанбате ,
В сорок первом памятном году,
Также наклонялась я к солдату,
Что-то прошептавшему в бреду.
Но минули годы огневые, (звучит  «Фронтовой вальс», пара танцует)
Голову покрыла седина.
Отчего меня в часы ночные
До сих пор преследует война?

3. Анализ стихотворений поэтессы

Учитель:  Известный поэт Тимофей Белозеров отмечал в произведениях Марии Андреевны поэтичность и правду жизни. В своем письме  к ней от 27 мая 1982 года он предлагал ей содействие в публикации стихов. Но Мария Андреевна была человеком исключительной скромности и неназойливости. Она печаталась в основном в районной газете «Коммунист», была предана  поэтическому клубу «Берег» при ее редакции.
Она воспевала подвиг русского солдата: «Сколько русскому солдату испытать беды пришлось!», писала о том, как презирая смерть и страх, добывал победу он. Гордостью за советского человека, его беспримерный героизм и отвагу, мужество и  стойкость пронизаны ее стихотворения: «Мужество», «Война не знает выходных», «Юлии Друниной» и многие, многие другие.  
…После Марии Андреевны осталась толстая общая тетрадь в вишневом дерматиновом переплете. В ней  собраны стихотворения  разных лет. Эта рукописная тетрадь сейчас хранится в Черлакском краеведческом музее. Это не только память об авторе, но и память о войне.

Задание:  Вы сейчас прочитаете несколько стихотворений из творчества Марии Андреевны. Определите, какие темы, кроме военной, преобладают в творчестве поэтессы. В чем своеобразие этих стихотворений?  (Приложение 1)

Ответы учащихся:

1) В стихотворении «Осень» Мария Андреевна воспевает красоту осени. Природу здесь поэтесса воспринимает чутким сердцем русского человека, очеловечивает ее: море пшеницы волновалось, тишина царит над степью, шепчется стерня, ветер душу холодит. Это стихотворение наполнено сердечной теплотой и искренностью, страстной любовью  к просторам родных полей. Простой и скромный пейзаж в стихотворении передан во всей его поэтичности. Поэтесса восторгается видом природы, особенно пышностью и красотой осени.

2) В стихотворении «Летом» своеобразие заключается в использовании метафор: под высоким кленом мягкая постель, солнечные блики  нежатся  в листве, запах прячется. Пейзаж наполнен красками, запахами, звуками: соловьиная трель, запах земляники.  Летние образы: солнечные блики, клен, земляника передают любовь Марии Андреевны к родной природе. Читая стихотворение, мысленно переносишься на луговую  поляну. Эпитеты  сладкая, высоким, солнечные создают картину летнего солнечного дня.

3) В стихотворении «Россия» отражена любовь к человеку, украшающему и преобразующему мир: не раз с военною стихией народ боролся исполин, тебя трудом и ратной силой прославил русский человек. Встречается гипербола:  народ-исполин. В этом стихотворении Россия для Марии Андреевны – матушка, любимая. Назло врагам Россия крепнет и закаляется в битвах.

4) В  этих стихотворениях Марии Андреевны преобладают цвета: синий, золотой, голубой, зеленый –  это не только краски неба, реки, колосящегося поля, травы – это цвета России, Родины. В творчестве Марии Андреевны во всей своей красоте представлены все времена года: и лето, и весна с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.

Учитель:  Как вы видите, ребята, наряду с военным  циклом, большое место в творчестве Марии Андреевны занимают сочинения о любви  к родимой сторонке, к родной природе, своему селу. Здесь немало исповедальных, пронзительных строк… Она писала кровью сердца. И это не красивая метафора. В стихотворении «Я не поэт» она признается: «Пишу, как сердце мне подскажет». Эту работу, ребята, вы продолжите дома. Выберите понравившееся вам стихотворение поэтессы и сделайте его письменный анализ.

Учитель: Марию Андреевну волнуют разные стороны многоликой современной жизни. Она преклоняется перед музыкой Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и обеспокоена повальным увлечением молодежи не требующими  душевной работы произведениями рок-музыки. Она посвящает неизбывно грустные стихи Анне Герман и озорные и лукавые – Алле Пугачевой… Из фронтовой землянки сохранила Мария Андреевна любовь к песням под гитару.  (Учащийся исполняет под гитару песню «Баксанская» сл. и муз. А.Грязнова, Л Каратаевой) (Приложение 2)
Особое место занимают стихи последнего, больничного периода ее жизни. Она знала, что умирает. Вот почему подкупают ее строки, исполненные  высокого достоинства, мужества, стойкости перед неизбежным  и близким концом, космическая чернота которого пахнула леденящим душу холодом…
Учитель читает наизусть стихотворение « Держу окно распахнутым»*
Особенно тяжело и мучительно читать  стихи  ее последних дней – скорбные и просветленные: В минуту горькую прощаясь,/Когда уйду в небытие…
Ее тяготит не только и не столько то, что мы бессильны перед неотвратимой смертью, сколько то, что по разным, часто независящим от нас причинам, мало доброго и полезного  успеваем сделать на этой голубой земле…  Мария Андреевна Ресенчук любила  жизнь. Это была удивительная женщина. Среди своих земляков она была в первых рядах на путях нравственного очищения общества.

4. Подведение итогов

– Ребята, как нам помог краеведческий материал  сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
– Как уже прозвучало в ответах ребят, материал музея позволяет нам окунуться в другую эпоху, делает литературный материал более доступным, повышает любовь к родному краю, к своим односельчанам. Такие уроки позволяют вам, ребята, увидеть, что рядом с вами жили и живут талантливые необычные люди.  Не герои книг, а дедушки, бабушки творят историю.

Бывают у русского человека
Такие минуты, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.  (Ю.Кузнецов)

– И пусть, ребята,  не звездой, а хотя бы маленькой искоркой останется в вашей душе сегодняшний урок.