"Я навек любовью ранен…" Штрихи к портрету В.Маяковского

Разделы: Литература


Цели образования:

  • познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, отметить её своеобразие;
  • открыть другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика;
  • помочь увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта.

Цели развития:

  • развивать у школьников познавательные и творческие способности, художественное восприятие как условие постижения авторского видения окружающего мира;
  • развивать активное мышление и воображение;
  • развивать навыки владения монологической литературной речи.

Цели воспитания:

  • воспитывать читательскую культуру старшеклассников;
  • прививать любовь и уважение к человеческой личности, литературному наследию;
  • провести параллель с современностью, применять на практике опыт, полученный на уроке.

Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, презентация (Приложение5), запись музыкальных произведений (Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4).

Ход урока

Оргмомент. Мотивация.

Учитель: Ребята, я рада видеть вас. Спасибо, что подготовили сердечки-бейджики. Они помогут нам в общении: вы находитесь под защитой цвета, который определили для себя сами. Думаю, это поможет создать комфортные условия для работы. Слушаем песню («Кофта фата»). (Приложение 1)

– Что вас удивило? Ваше мнение? (Очень необычно, здорово, неожиданно)

– Да, это песня группы «Мата Хари» на стихи В. Маяковского «Кофта фата» (франт, щеголь). И снова Маяковский!

– Значит, поэзия Маяковского и сегодня …(продолжите фразу) (имеет своих читателей, поклонников и даже исполнителей) И это замечательно. Надеюсь, что с этого дня ряды поклонников творчества Маяковского пополнятся.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, тему урока: «Я навек любовью ранен…» Штрихи к портрету Маяковского».

Запишем эпиграф к уроку, который перекликается с темой занятия:

Я с сердцем ни разу до мая не дожили,
А в прожитой жизни
Лишь сотый апрель есть….
В. Маяковский

Эти строки 22-летнего поэта оказались пророческими: ни одна из возлюбленных Маяковского не разделила по-настоящему его страстных чувств и не связала с ним свою судьбу. Но нерастраченные и часто безответные любовные переживания вылились в произведения необычайного психологического напряжения и обнажили природное лирическое дарование поэта.

Цели: Предлагаю обратить внимание на Маяковского – человека, чтобы через события жизни прийти к более глубокому осознанию его творчества.

В течение урока создадим небольшие новеллы, в которых главный герой – Маяковский, любимые им женщины, эпоха. Вы – авторы, а я – соавтор. Программа подготовки к уроку стала вашим верным помощником. Обозначьте свои цели. (Школьники называют цели, которые перед собой поставили). Я помогу вам достичь их.

Цели: сегодня будут звучать стихи Маяковского о любви, вместе мы определим своеобразие любовной лирики, откроем для себя другого Маяковского, нежного и ранимого, дополним его портрет новыми штрихами. Чтобы обозначить структуру урока, записываем в тетрадь.

Пролог.

В. Маяковский. До…
За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп…
«Флейта-позвоночник»

– Ребята, кому поёт гимн поэт? (гимн влюбленным)

– А скажите, всегда ли он был таким? (Нет)

Учитель: знакомство на предыдущих уроках с биографией поэта, его ранней лирикой, сатирой, скорее всего, послужило созданию вами определённого портрета, представления о поэте.

– Поделитесь, какой он, этот портрет?

(Учащийся: глашатай революции, мастер агиток и плакатов). Да, певец и глашатай Октября, облаченный в знаменитую желтую кофту, он стал удобной мишенью для критики. Перед вами таблица. В ней вы найдете цитаты из статьи самого поэта «О разных Маяковских», которая не только пародирует, но и воспроизводит оценки критиков.

– Прочитаем некоторые из них. Достаточно.

Учитель: (Читаю окончание) … Таков вот и есть В. Маяковский.

– Но таков ли? Это один из главных вопросов урока, ответ вы найдете в ходе занятия и заполните 2-ю (Маяковский – человек) и 3-ю колонки (своеобразие лирики) таблицы (Самостоятельно в течение урока).

Таблица «Штрихи к портрету В.В.Маяковского. Особенности лирики».

Статья «О разных Маяковских» Маяковский-человек Особенности любовной лирики
«Милостивые государи и государыни!
Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.
Я – циник, от взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.
Я – извозчик, которого стоит впустить в гостиную, – и воздух, как тяжелыми топорами, занавесят словища этой малоприспособленной к салонной диалектике профессии.
Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь в надежде найти свое имя.
Я – …
Так вот, господа, пишущие, говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать, что я так малопривлекателен. Таков и есть Владимир Маяковский…»
НО ТАКОВ ЛИ?
   

Учитель: Послушаем ваши выступления о поэте.

(Школьники: 1) Но под жёлтой кофтой «нахала и циника» была «укутана от досмотров» незащищенная и нежная душа тончайшего лирика, жаждавшая добра и любви. За «одно ласковое слово» он предлагал не только свою жизнь, но и бессмертие, обращаясь к слушателям, признавался:

По мне – люди,
и те, что обидели,
вы мне всего дороже и ближе.
Видели,
как собака бьющую руку лижет?

Он готов был защитить униженных, разделить их страдания и взвалить на свои могучие плечи все их боли и обиды. Подтверждение этому мы находим в поэмах, стихах…

– Одновременно заполняем таблицу!!!

2) Страстный южный темперамент проявляется не только в стихах, но и в отношениях с товарищами поэтами, друзьями и недругами, возлюбленными. Маяковский нравился женщинам не только внешней мужественной красотой, но и необычайной внимательностью, рыцарским отношением – поклонением, щедростью. Влюбляясь, он боготворил избранницу и готов был ей вечно служить.

Учитель: Вашему вниманию – портретная галерея возлюбленных. Но в поэзии Маяковский обессмертил только лишь имена Лили Брик и Татьяны Яковлевой. О них и пойдет речь.

Новелла первая

1915г. В. Маяковский и Л. Брик.

«Здесь каждый звук,
чтоб признаться…»

Запишем в тетрадь.

Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка с мячиком…

Учитель: Так возвестил Маяковский появление в своей жизни музы и муки – Лили Юрьевны Брик. Эти строчки поэмы “Люблю” предельно ёмко и точно характеризуют “героев” любовной истории и их отношения.

– Что же такого особенного было в этой женщине? Послушаем вас.

Выступление школьника: из воспоминаний Галины Катанян. “Лиля Брик – сложный, противоречивый, обаятельный человек. В чём-то она вровень с Маяковским: я не слыхала ни одного банального слова, и с ней всегда было интересно. Она очень щедрый и широкий человек.

У неё безукоризненный вкус в искусстве, всегда своё собственное, самостоятельное, ни у кого не вычитанное мнение обо всём, необычайное чутьё на всё новое и талантливое. Она безошибочно угадала в молодой дебютантке великую балерину Плисецкую и стала одной из верных её поклонниц.

Первое впечатление – очень эксцентрична и в то же время «дама», холёная, изысканная. У неё прелестный рот с крупными зубами, сияющие, тёплые ореховые глаза. Изящной формы руки, маленькие ножки. Могла пленить кого угодно».

Анализ текста

– И пленила на всю жизнь В. Маяковского. Откроем текст стихотворения «Лиличка. Вместо письма». Оно было написано в 1916 году. Послушаем песню в исполнении группы «Сплин». (Приложение 2)

Учитель: проанализируем стихотворение, вопросы перед вами.

  1. Какое впечатление возникает от стихотворения? (трогательное, проникнуто глубоким лиризмом).
  2. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения («эпизод» очередной размолвки).
  3. Герой – реальный человек или романтический? (реальный).
  4. Отметим главную тему стихотворения (любви, прощания, расставания).
  5. Хочет ли герой расстаться с любимой? (Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, так как любовь невзаимна.)
  6. Проведём литературные параллели: Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?
    Пушкин «Я вас любил…» (Прощание-прощение-благословение)
    Лермонтов «Я не унижусь перед тобой…» (прощание-упрёк)
    Куприн «Гранатовый браслет» (прощание – благословение – обожествление) «Да святится имя твоё…»
  7. Что волнует героя нашего стихотворения? (желание выразить то безумное состояние, в которое его повергает расставание).

Учитель: Составить логическую схему исследования «Психологическое состояние лирического героя» я предложила группе учащихся. Послушаем, что у них получилось. Верно. Вспомним литературные параллели.

У Пушкина – благословение.
У Лермонтова любовь – упрёк.
У Куприна – поклонение.
У Маяковского – нежность и поклонение, просьба.

Заполняем 3-й столбик таблицы.

Учитель: Скажите, свойственны ли стихотворению оригинальность и индивидуализированная любовная лексика? Приведите примеры (отчаяньем иссекусь, кроме любви твоей мне нету солнца, я тебя короновал, душу цветущую любовью выжег).

Учитель: Добавлю, что, ни на миг не забывая о своей любви к Лиле, Маяковский посвящает ей поэму “Война и мир”. О событиях, связанных с империалистической войной. Поэма проникнута необыкновенным чувством сострадания к людям, где надо всем вселенским кошмаром возвышается любовь автора ко всему живому на земле, любовь, которую он готов воспевать всегда:

…стою,
огнём обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.

– И нам становится понятен гуманизм поэта и гуманность его лирики в целом.

Новелла вторая.

1928 год. В. Маяковский и Т. Яковлева.

Записываем в тетради

«Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук».

Учитель: Однажды Маяковскому показалось, что любовь «человеческая, простая» наконец-то посетила его. Осень 1928 года. Париж. Встреча с Т. Яковлевой. Почти сразу появляется стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». На поэта обрушивается настоящий шквал любовных страстей:

Ураган,
огонь,
вода
подступает в ропоте.
Кто сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…

Учитель: Вспыхнувшая любовь была обоюдной. Они прекрасно смотрелись вместе: оба высокие, стройные. «Он был красивый. Когда мы шли по улице, то все оборачивались», – писала Яковлева. Дадим её портрет.

Выступление школьника: «Т. Яковлевой было 20 с лишним лет. Высокая, длинноногая, с яркими жёлтыми волосами, довольно накрашенная, «в меха и бусы оправленная»… В ней была молодая удаль, бьющая через край энергия, она плавала, играла в теннис, вела счёт поклонникам.

Татьяна была поражена и напугана Маяковским. Встреча с ним опрокидывала всю её жизнь. Трудному Маяковскому в трудной Москве она предпочла лёгкое благополучие с французским мужем из хорошей семьи. Маяковский же был безутешен…»

Учитель: Слушаем «Письмо Т. Яковлевой» в исполнении актера театра. (Приложение 3)

Вопросы для анализа:

  1. Какова история стихотворения? (опубликовано лишь в 1956 г.)
  2. Каково впечатление от стихотворения? (нет надрывности, безысходности, драматизма; впервые появились светлые, жизнеутверждающие ноты).
  3. Чем оно отличается от предыдущего? (1-е – трагическое, безысходное; 2-е – светлое, мажорное, наполнено оптимизмом).

– Какие выводы можно сделать из последних строк стихотворения?

Школьник: Тема любви в стихотворении тесно переплетается с темой патриотизма.

И мы заканчиваем заполнение таблицы, заносим выводы в тетрадь.

Слово учителя: Итак, новеллы завершены. Эпилогом станет песня «Письмо товарищу Кострову… ». А пока озвучим результаты вашей самостоятельной работы:

  1. Маяковский – человек;
  2. Особенности лирики;
  3. Вернёмся к вопросу.

– Таков ли Маяковский, каким изображает его критика и он сам ? (нет)

– Тогда сделайте выводы:

Вывод урока.

Что можно добавить к сказанному?

  1. Хочу сказать словами Т. Яковлевой о Маяковском: «Он был поэтом по надобности, но лирическим поэтом по призванию».
  2. Любовь Маяковского носила вселенский характер.
  3. Любовная лирика поэта – сплав глубоко личного, общественного и социального.
  4. Я приведу слова из дневника самого поэта: «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…»

Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем. Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость этого высказывания.
  2. Кто не сможет найти доказательства, готовит связный ответ по вопросу «Маяковский – лирик».
  3. А чтобы сложился окончательный портрет, готовимся к теме «Поэт и поэзия в творчестве Маяковского».

Оценивание: На столах – рефлексивно-оценочный лист. Заполните его, так вы уточните, что вам удалось, а что нет.

Звучит «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», исполнитель Мэри. (Приложение 4)

Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос. В. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость высказывания.
  2. Кто не сможет найти доказательства, составит связный ответ по вопросу «Маяковский – лирик».
  3. А чтобы сложился окончательный портрет, готовимся к теме «Поэт и поэзия в творчестве Маяковского» (материалы учебника, тексты).

Литература:

  1. Кореневская Е. Любовная лодка разбилась о быт: Лиля Брик — единственная муза. Большое сердце поэта. Две смерти. // Сайт: Аргументы И Факты.
  2. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского – М.: 1963.
  3. МаяковскийВ.В. Стихотворения. – Л.: 1973.
  4. Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. – М.: 1954.
  5. Тимофеев Л. Поэтика Маяковского – М.: 1941.

Презентация.