Повышение эффективности обучения физике в школе

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (673 кБ)


Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства школьников к изучению физики, необходимо найти пути повышения эффективности знаний по данному предмету. Выпускники современной школы должны быть заинтересованы в получении таких знаний, которые нужны им для успешной адаптации в дельнейшей жизни. Современная школа должна обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, привить навыки самостоятельной работы и получения новых знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из основных причин падения интереса к физике, я считаю, скудное, устаревшее оборудование для демонстрационных и лабораторных работ. Кабинет физики и оборудование должны быть современными, отвечающими последним новинкам техники. Физика – это экспериментальная наука, познание происходит в результате проделанных опытов, экспериментов. Ученик, самостоятельно выполняя лабораторные работы с помощью современного прибора, придет в восторг и решит, что физику необходимо знать, чтобы быть современным, востребованным в этой жизни человеком, в век высоких технологий.

Следующей, не менее важной причиной торможения в усвоении предмета физики, особенно в старших классах, является уменьшение часов преподавания предмета в неделю. Физика считается у учеников не основным предметом, поэтому его знать не обязательно. Дополнительные занятия, факультативные посещают единицы. Чтобы факультативные занятия вызвали интерес и познавательную активность, я стараюсь озадачить учеников, проводя опыты, эксперименты, приближенные к домашним условиям, с наименьшим количеством оборудования. Это их радует, они получают удовольствие, что у них получилось, например, самим изготовить источник электрического тока, а для этого просто нужно взять лимоны, яблоки или картофель, воткнуть медные и стальные проволочки и источник готов.

Можно долго сетовать на то, чего у нас нет, давайте предложим то, что у нас есть в настоящее время. В нашей школе компьютеры установлены в каждом классе. Кабинет физики оснащен компьютерами: один компьютер на двух учеников, созданы условия для проведения уроков с применениями информационных технологий. Во всех кабинетах математики установлены интерактивные доски. Единственный выход в направлении модернизации образования по физике и математике я вижу в активном применении ИКТ на уроках, что способствует улучшению интереса к предмету, стимулирует мыслительную деятельность, повышает активность работы, развивает самостоятельность, развивает способность к анализу и обобщению, облегчает усвоению абстракций, позволяя их конструировать в виде рисунков, схем, моделей. Например, как заглянуть внутрь любого вещества, которое состоит из молекул, невидимых человеческим глазом, и узнать, как ведут себя молекулы, как представить их непрерывное движение.

С помощью компьютерных программ или использования ресурсов мультимедиа, можно построить модель «Броуновского движения молекул», представить строение любого вещества на уровне атомного строения и даже показать, как движутся электроны.

Основными направлениями модернизации образования по физике, по моему мнению, являются:

  • Для улучшения познавательной деятельности у школьников, необходимо оснастить кабинеты современными демонстрационными и лабораторными приборами по электричеству, магнетизму, оптике и другим разделам физики, с помощью которых ученики будут познавать тайны этого интересного предмета.
  • Для информационно-коммуникативной деятельности учащихся, которая предполагает приобретение умения получить информацию из различных источников и использовать ее, необходимо: знание ИКТ, наличие в каждом классе компьютеров, интерактивных досок. С помощью всего этого оборудования создавать презентации, фильмы, модели, демонстрации опытов, обрабатывать результаты лабораторных работ, строить графики, схемы, таблицы к уроку и к внеклассным мероприятиям, участвовать во Всероссийских, городских, областных олимпиадах, конкурсах.
  • Для улучшения рефлексивной деятельности, ученики должны не только добывать информацию, знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований. Все это можно осуществить на факультативных занятиях вне урочной деятельности.

Например, на факультативном занятии «Физика. Человек. Здоровье», учащиеся исследуют возможности человека: определяют сопротивление тканей тела человека постоянным и переменным током. Определяют дыхательный объем легких, определяют мощность, развиваемую человеком, определяют давление крови и другие параметры, анализируя собственную деятельность.

Я надеюсь, что предложенные мною методы, приведут у повышению эффектовности обучения физике в наших школах.