Урок-конкурс по теме: "Имя прилагательное" по письму и развитию речи в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII-го вида

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Цель урока: развитие речи обучающихся, формирование их речевой культуры.

Задачи.

Образовательные: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие устной речи; обогащение, уточнение, активизация словарного запаса.

Коррекционные: развитие самостоятельности и инициативы; коррекция слуховой, смысловой памяти и логического мышления; развитие внимания, наблюдательности.

Воспитательные: мотивация к обучению, воспитание доброты, чуткости к природе и людям.

Оборудование:

- карточки с заданиями по теме “Имя прилагательное”;

- слова синонимы, антонимы.

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме “Имя прилагательное”. Занятие это мы проведём в форме урока-конкурса любителей русского языка. Цель конкурса – проверить, обогатилась ли ваша речь именами прилагательными, узнать, умеете ли вы понимать смысл и значение имён прилагательных, понимаете ли вы для чего нужны прилагательные в нашей речи.

А раз у нас конкурс, значит вы сегодня должны постараться показать свои знания, смекалку, находчивость, сообразительность.

В работе вам будут помогать карточки с заданиями. Класс ребята поделили на две команды и выбрали своё название “Любознательные” и “Находчивые”.

Девиз команд: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

II. Разминка.

Во время разминки мы лучше познакомимся с командами. Команда должна за 3 минуты правильно ответить на возможно большее количество вопросов.

Вопросы для команды “Любознательных”

  1. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какая? какой? какое? (Имя прилагательное)
  2. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные)
  3. Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов? (Суффикс)
  4. Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова “он, мой”? (Мужского рода)
  5. Самая живая часть речи. (Глагол)
  6. Бывает ли слово без суффикса? (Да)
  7. После приставки, оканчивающейся на согласный, и перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я пишется… (Разделительный твёрдый знак)
  8. Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные)
  9. Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголом)
  10. Подлежащее и сказуемое – … (Главные члены предложения)

Вопросы для команды “Находчивых”

  1. Существительное, прилагательное, глагол – это … (Части речи)
  2. Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. (Корень)
  3. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (Одушевленные)
  4. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы … (Кого? Чего?)
  5. Предложения, состоящие только из главных членов (Нераспространённые)
  6. Буквы, расположенные в определённом порядке? (Алфавит)
  7. Бывает ли слово без корня? (Нет)
  8. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
  9. Как узнать род существительного во множественном числе? (Поставить в единственное число)
  10. Значимая, изменяемая часть слова. (Окончание)

III. Конкурс.

Учитель: Сегодня мы посетим Остров Прилагательных. Чтобы попасть на остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?)

Итак, мы с вами на острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные? (признак предмета) Посмотрите, какие прилагательные вышли встречать нас.

Прочитайте их. (на доске)

Маленький, дерзкий, смелый, старый, голубой, волшебный, грустный

Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

Верно.

А теперь давайте обратимся к нашим существительным, которые мы захватили на остров.

Прочитайте их хором.

василёк     облачко      речка

– Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определённый цвет, размер необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу.

– К какому из трёх имён существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василёк.

Учитель: Почему?

Дети: Существительное василёк стоит в единственном числе, он мужского рода как и прилагательные.

Учитель: Какой василёк? (маленький, голубой, волшебный)

Учитель: Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный.

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным облачко, речка? (Надо задать вопрос, изменить окончания)

Учитель: Так кто же скажет, какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

Ученик:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

Учитель: С какой частью речи связаны имена прилагательные? (C существительными)

Итак, без прилагательных наша речь была бы неточной, неинтересной, непонятной. Чтобы понять роль прилагательных в речи, выполним задание № 1 в ваших карточках.

Работа по карточкам

Задание № 1

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о каком времени года идёт речь? Чего не хватает в тексте?

Наступило … утро. Подул … ветер.

Земля покрылась … ковром.

Команде “Любознательных” вставить такие прилагательные, чтобы получилось описание летнего утра.

“Находчивым” вставить прилагательные, помогающие представить зимнее утро. (Проверка выполнения задания)

Учитель: Прилагательные обозначают признак предмета. А сейчас я проверю, умеете ли вы по признакам определить предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная –

Стройная, белоствольная, кудрявая –

Тёмный, дремучий –

Сладкое, сочное, румяное –

Быстрый, звонкий, говорливый –

Яркое, весеннее –

Чистое, голубое –

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

– Какие признаки могут обозначать прилагательные? (цвет, вкус, форму, материал, качества характера)

Задание № 2

Команда “Любознательных” подчёркивает и называет имена прилагательные, обозначающих вкус и цвет. А команда “Находчивых” подчёркивает и называет прилагательные, обозначающие форму и материал.

Горький, круглый, красный, железный, овальный, сладкий, капроновый, лиловый, квадратный, пресный, деревянный, солёный, кружевной, стальной, кислый, серый, медовый, четырёхугольный.

Задание № 3

Игра “Найди лишнее слово”

Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий.

Лиловый, красный, шёлковый.

Молодой, большой, огромный.

Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

Конкурс “Умейте на загадки отгадки находить”

Народ создал много загадок. В загадках задуманный предмет изображается хитро, замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

(Команды загадывают друг другу загадки, в которых обязательно употребляются имена прилагательные.)

Игра “Каждому слову своё место”

Учитель: Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

Задание: Команда “Любознательных” подбирают парами слова, близкие по смыслу.

Команда “Находчивых” – слова, противоположные по смыслу.

(Ребята на доске прикрепляют магнитами каждый своё слово в нужное место.)

Cинонимы Антонимы
радостный – весёлый

неуклюжий – неловкий

быстрый – проворный

нежный – ласковый

прилежный – старательный

сильный – слабый

молодой – старый

широкий – узкий

сухой – мокрый

мягкий – твёрдый

Учитель:

Ребята, а о каком человеке так говорят?

Душа нараспашку (откровенный).

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Учитель: Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рванулся бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищён от смерти.

Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.

Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.

Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.

Конкурс на лучшего чтеца

Мы отправляемся с вами в путешествие в удивительный мир поэзии.

(Дети наизусть читают любимые стихи, которые немыслимы без имён прилагательных.)

IV. Итоги конкурса. Заключительное слово учителя.

– Понравился ли вам наш урок-конкурс? Что именно понравилось?

– Какую главную мысль вынесли из урока? (Прилагательные уточняют, украшают нашу речь.)

Итак, подошёл к концу наш урок-конкурс. Последнее его задание дало нам возможность окунуться в удивительный мир поэзии. И пусть эти стихи обогатят вашу речь, откроют вам могучую силу и красоту нашего языка. Я думаю, что вы сегодня, рассказав столько стихов, загадок, проявив, действительно, находчивость и любознательность, с ещё большим интересом отнесётесь к изучению русского языка, а прилагательные, которыми вы умело пользовались, сделают вашу речь более точной и красивой.

В нашем конкурсе нет побеждённых, победила ваша находчивость и любознательность.