Подгрупповое занятие с использованием презентации для детей 5–6 лет, посещающих логопункт, по теме "Глаголы движения"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Задачи:

  • ввести и закрепить в речи глаголы движения;
  • закрепить образование префиксальной формы глаголов движения;
  • познакомить с названиями различного транспорта;
  • закрепить виды транспорта: воздушный, водный, наземный, грузовой, пассажирский;
  • вспомнить профессии людей, которые управляют разными видами транспорта (пилот, капитан, шофер, машинист);
  • закрепить употребление в речи существительных в творительном падеже;
  • закрепить образование прилагательных от существительных.

Ход занятия

1. Зайдут и сядут те дети, которые назовут транспорт название которого начинается на звук [а]. (Автобус, автомобиль, аэроплан.) На звук [т]. (Троллейбус, трамвай, танк.) На звук [п]. (Планер, паром, пароход, парусник, поезд.)

Один мальчик нас с вами пригласил отправиться с ним в путешествие. Догадайтесь, как зовут этого мальчика? На экране зашифровано его имя (Слайд № 2). На слайде детям нужно выделить первый звук из каждого представленного на картинке слова, и составить имя: иголка, ваза, аквариум, насос. (Иван)

Правильно, мальчика зовут Иван. (Выноситься дидактическая кукла мальчик Ваня.)

Как у всех мальчиков и девочек, у Ивана есть бабушка. Бабушка очень любит своего внука и называет его ласковыми словами. Как вы думаете, как зовет Ивана бабушка? (Ваня, Ванюша, Ванечка).

Бабушка живет на берегу моря. Она всегда рада его видеть, и приглашает внука к себе погостить. Дорога трудная, и т.к. Ваня будет добираться сам, бабушка выслала ему письмо с картой. (Показывается письмо, зачитывается. Приложение 1)

В письме было так: “Дорогой Ванечка. Давно мы с тобой не виделись. Приезжай ко мне в гости, чтобы ты не заблудился, высылаю тебе карту. Целую бабушка”. (Показывается карта)

Посмотрите, как далеко живет бабушка Вани, и ему придется добираться всеми видами транспорта.

2. А пока Ваня собирается в дорогу, давайте вспомним: каким видом транспорта он может добираться.

Слайд №3 - виды транспорта: воздушный, водный, наземный. Дети называют обобщающие слова, обозначающие вид транспорта.

Слайд № 4 - рассмотреть картинку слева (такси, автобус, трамвай, троллейбус, самолет, поезд) как можно одним словом назвать этот транспорт? (Пассажирский). А почему его так называют? (Потому, что он перевозит пассажиров.)

Рассмотреть картинку справа (грузовик, цистерна, фургон). Как назвать одним словом этот транспорт? (Этот транспорт - грузовой.)

На каком виде транспорта поедет Ваня? (Ваня поедет на пассажирском виде транспорта.) Какой из них самый быстрый? (Самый быстрый это самолет.)

Давайте встанем и представим, что мы летим на самолете.

Физминутка

Мы летаем высоко, потянулись вверх
Мы летаем низко, присели
Мы летаем далеко, повернулись вправо-влево
Мы летаем близко. помахали кистями рук

Полетали на самолете, а теперь поедем на мотоцикле. Слайд № 5, 6, 7, 8.

(Логопед читает потешку, сопровождая речь анимированным мотоциклом. Дети повторяют текст за логопедом и имитируют движения мотоцикла.)

“Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до моста доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.”

Садимся на стульчики.

Любым видом транспорта управляет человек. Слайд № 9

Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.)

Кто управляет кораблем? (Капитан.)

Кто управляет поездом? (Машинист.)

Кто управляет автомобилем? (Шофер, водитель, гонщик.)

Физминутка для глаз.

У машины труден путь,
Чтобы глазкам отдохнуть.
Глазками за ней следим,
Отрываться не хотим.

Детям предъявляется тренажер для глаз - на указке прикреплена машина. Логопед делает движения в разных направлениях вверх, вниз, влево, вправо, по кругу. Дети глазами следят за машиной.

Вот наш Ваня собрал чемодан и отправился в путь.

Д/и “доскажи словечко”. Логопед читает текст, анимируя щелчками мышки, путь Вани в гости к бабушке. Дети подбирают нужное по смыслу слово. Слайд № 10, 11.

Из дома Ваня (что сделал?) .... вышел, к мосту он .... подошел, мост ..... перешел. На мотоцикл он сел и поехал. По дороге ехал, в горку въехал, с горки съехал, озеро объехал, кочку переехал, и на железнодорожный вокзал приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашел. Сел Ваня в автобус и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на самолет и полетел. Лес он пролетел, горы перелетел.

Летел, летел и в аэропорт прилетел. Из самолета Ваня вышел и в морской порт пошел. Шел, шел, в порт пришел. Сел он на катер, и катер от берега отплыл. К пляжу на катере Ваня он приплыл. К бабушкиному дому подошел.

Выносится дидактическая кукла Бабушка. Бабушка Ваню увидела, удивилась, что так быстро доехал, обрадовалась, стала его обнимать, целовать, пирогами угощать.

Давайте покажем, как бабушка обрадовалась, удивилась. (Элементы психогимнастики. Дети показывают удивление, радость, счастье мимическими упражнениями.)

Ваня с бабушкой поговорил и отправился на пляж. Там он познакомился с ребятами, которые очень любят играть в разные игры. Давайте и мы вместе с Ваней сыграем в игру “Сколько?”. (Согласование существительных с числительными.) Посмотрите на экран. Ответим на вопрос “сколько?”. Слайды № 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

1 самолет, 2 самолета, 5 самолетов.

1 автомобиль, 2 автомобиля, 5 автомобилей.

1 поезд, 2 поезда, 5 поездов.

1 корабль, 2 корабля, 5 кораблей.

1 грузовик, 2 грузовика, 5 грузовиков.

1 трамвай, 2 трамвая, 5 трамваев.

1 автобус, 2 автобуса, 5 автобусов.

1 мотоцикл, 2 мотоцикла, 5 мотоциклов.

1 велосипед, 2 велосипеда, 5 велосипедов.

1 вертолет, 2 вертолета, 5 вертолетов.

А еще дети любят играть в игру “Что из чего” (закрепление образование прилагательных от существительных). Игра с мячом. Логопед бросает мяч, задает вопрос. Дети, кидая назад, отвечают на него.

Колеса из резины (какие?) Резиновые.

Руль из железа (какой?) Железный.

Сиденья из дерева (какие?) Деревянные.

Окна из стекла (какие?) Стеклянные.

Руль был из пластмассы (какой?) Пластмассовый.

Дверца из металла (какая?) Металлическая.

Иллюминатор из стекла (какой?) Стеклянный.

Крылья из алюминия (какие?) Алюминиевые.

Сиденья, обшитые кожей (какие?) Кожаные.

Еще Ваня с ребятами играли в игру “Что без чего?”.

Посмотрите на экран. Слайд № 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

Машина без колеса. Самолет без крыла. Грузовик без кабины. Машина без дверцы. Грузовик без кузова. Самолет без хвоста. Вертолет без винта

Отдохнул Ваня летом, нужно ехать домой. Попрощался он с Бабушкой. Как он с ней прощается? (До свидания, до новой встречи, скоро увидимся, до скорой встречи, ...). закрепление употребления в речи этикетных фраз.

Напомним Ване, чем он будет добираться обратно домой. Закрепление употребления в речи существительных в творительном падеже. Чем будет он добираться обратно. Слайд 29

Чем? Катером, самолетом, автобусом, поездом, мотоциклом.

3. Понравилось ли вам путешествовать вместе с Ваней? Какие игры мы играли вместе с мальчиком? Понравились игры? Дома с мамой, папой поиграйте в эти игры.