Эвристика как способ формирования творческого мышления. Союз компьютерных технологий и литературы на примере ВМЛ

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Именно с ВМЛ и должно начинаться развенчание мифа о том, что логика несовместима с эмоциональным восприятием художественного текста. Чувство лишь тогда совершенно, когда согласуется с разумом следовательно, не уделяя должного внимания литературе как культуре умственного труда, мы развращаем сознание ученика ненадобностью регулярного и постоянного анализа. А учёные-психологи и физиологи уверены, что для подлинного знания по любому предмету необходимо осознание сути, которое может возникнуть лишь под влиянием классики. Дискредитированное восприятие слова не культивирует интерес к процессу смыслорождения. Привычное невнимание к слову вызывает последствия опасные для душевного здоровья науки, так как «читать – это не значит развлекаться, а значит серьезно работать над собой, мыслить и постигать». Именно поэтому в союз компьютерных технологий и литературы, дабы укрепить его, мы решили добавить ещё одну составляющую - ВМЛ.

«Эврика», – воскликнул Архимед, погружаясь в ванну с водой. По преданию восклицание это относится к открытому Архимедом закону гидростатики. А понятие «Эвристика» в Древней Греции впервые появилось в связи с особым сократовским диалогом – системы обучения путём наводящих вопросов, основанная на продуктивном творческом мышлении.

Честертон, выдающийся математик, психолог, философ с тревогой заметил: «Дело не в том, что наши ученики не видят решения, а в том, что они не видят самой задачи». И вот здесь должно начаться развенчание мифа о том, что логика несовместима с эмоциональным восприятием художественного текста. Наука доказывает обратное, утверждая, что чувство лишь тогда совершенно, когда согласуется с разумом. А полноценное восприятие любой задачи (по физике, химии, математике) или художественного произведения возможно лишь при одновременной работе обоих полушарий мозга – образного и логического.

Следовательно, не уделяя должного внимания литературе, которую мне бы хотелось назвать дисциплиной культуры умственного труда, мы развращаем сознание ученика ненадобностью регулярного и постоянного анализа. На это ещё в древности первым обратил внимание Пифагор. На сегодня, уважаемые коллеги – математики, физики и химики, думаю, со мной согласятся, учебники-решебники вытеснили задачники даже в самых точных науках. Не этим ли объясняется общий уровень понижения математических знаний в стране? А что уж говорить о словесности?!

Итак, «тысячи и тысячи юных душ» вынуждены механически запоминать и воспроизводить. Как часто наши учителя жалуются на плохую память ученика, не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для её запоминания, ни для понимания объекта изучения. Учёные – психологи и физиологи уверены, что для подлинного знания по любому предмету необходимо осознание сути, которое может возникнуть под влиянием классики.

«Механизированному» процессу обучения не должно быть места в преподавании. Вспомним «пресловутую» технику чтения в начальных классах…

И невольно снова возвращаюсь к Честертону: «…не видят не только решения, не видят даже самой задачи».

Дискредитировано восприятие слова уже на начальной стадии, не культивируется интерес к процессу смыслорождению слова, которому был не чужд даже гогольский крепостной Петрушка, который правда содержанием слов не затруднялся, не переставая всё-таки удивляться, «что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз чёрт его знает, что значит».

Привычное невнимание к слову вызывает последствия опасные для душевного здоровья науки. Может быть, пора непредвзято, без оглядки на существующие правила игры в поддявки разобраться, почему явление лексикона современного человека на уровне Эллочки-людоедки уже никого не удивляет, почему молодые люди считают, что «ямбы и хореи», «Базаровы и Обломовы» необходимы только для поступления туда, где не нужны ни физика, ни математика, а надо «просто уметь читать». А «читать – это не значит развлекаться, значит серьёзно работать над собой, мыслить и постигать», - так говорил Дмитрий Иванович Менделеев. Именно Достоевский заставлял этого великого человека задумываться над возможностью собственных взглядов на жизнь, об ответственности за свои поступки, об эгоизме, который живёт в каждом из нас.

Даниэль Пеннак сказал: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения». Исходя из этого, мы и решили создать ВМЛ (виртуальный музей литературного персонажа). Союз компьютерных технологий и литературы только на первый взгляд кажется неустойчивым, чтобы укрепить его, мы решили добавить ещё одну составляющую – музей.