Билингвистический подход к обучению глухих детей

Разделы: Коррекционная педагогика


Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в закрытых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха и речи, ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Воспитанники школ-интернатов невольно находятся в изолированности от общества, что делает их часто беспомощными при общении с новыми людьми, новыми ситуациями и обстоятельствами самостоятельной жизни, либо, наоборот, конфликтными и озлобленными.

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для позднооглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта - юродивым - отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли "божьими людьми", считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.

В нашей стране на проблемы плохо слышащих впервые обратили внимание в 1764 году, когда государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве воспитательный дом на 1000 детей. С этого момента начинаются попытки обучить их грамоте и дать необходимые трудовые навыки. Сотрудникам воспитательного дома предписывалось гуманно и бережно относиться к таким детям. В первой половине XIX века было открыто несколько училищ для глухонемых, а на рубеже веков открывается Александровское училище – хутор для глухих ребят. Цель – подготовка детей с нарушениями слуха к жизни.

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе..." Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

С виду это совершенно обычные люди, без каких-либо физических недостатков. Две руки, две ноги, вроде все на месте. Однако им сложно адаптироваться к нашему миру. Ведь живут они в «стране глухих».

В самом начале прошлого века был изобретен первый слуховой аппарат. Сейчас мир звуков слабослышащим людям возвращают программируемые цифровые слуховые приборы. А совсем глухим возможность слышать возвращает операция – кохлеарная имплантация, иначе – слухопротезирование, вживление человеку специального аппарата.

Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык.

Русский язык жестов — жестовый язык, самостоятельный, естественно возникший язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Этот язык в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации.

Часто за жестовый язык принимается дактилирование букв.

Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, используется в жестовых языках в основном для обозначения имён собственных, специфических терминов, окончаний, суффиксов и пр. Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова или выражения.

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включающую две разновидности жестового языка: разговорный жестовый язык (РЖЯ) и калькирующий жестовый язык (КЖЯ).

В ситуации обычного, неформального общения глухие индивиды пользуются разговорным жестовым языком (РЖЯ), это полноценная языковая система со своей лексикой, грамматикой и синтаксисом.

Калькирующий жестовый язык (КЖЯ) используется, в основном, в официальном общении, например при сурдопереводе лекций в институте, докладов на конференциях; раньше он использовался на телевидении в программах новостей. Мы говорим о КЖЯ тогда, когда в процессе коммуникации глухие собеседники артикулируют слова обычной речи , сопровождая их жестами. Жест в этой ситуации выступает эквивалентом слова и дублирует его, а порядок слов калькирует грамматику обычного, словесного языка.

Жестовые языки почти полностью независимы от звуковых и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием звуковых языков.

В последнее время отмечается тенденция снижения грамотности и общего образовательного уровня глухих выпускников школ . Снижение качества образования влияет на возможность трудоустроиться и, соответственно на уровень жизни выпускников коррекционной школы. В чём же причина?

В СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая система обучения глухих — на основе языка словесной речи. Основное внимание сурдопедагогов, было сосредоточено преимущественно на внешней, произносительной стороне речи глухих. Главной задачей была выработка идеального произношения, чистой устной речи, мало чем отличающейся от произношения слышащих («чистый устный метод обучения»).Система предполагала, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний. Это так называемое «чувство языка», которое может возникнуть тогда, когда ребенок будет находиться постоянно в насыщенной речью среде. (Но как он может находиться в такой среде, если он не слышит этой самой речи?!)

Как же сильны у нас стереотипы – с глухим ребенком надо заниматься устно! Жестовую речь запретить, иначе ребенок не будет говорить! Скольких детей сгубило это заблуждение! Сразу расставим все точки над i – я обеими руками за все современные методы обучения глухого ребенка: обязательный слуховой аппарат, развитие слухового восприятия, индивидуальная работа с учителем слуховой работы. Это крайне необходимо. НО – вместе с жестовым языком - это моя принципиальная позиция!

Слышащие решили: пусть глухой ребенок воспитывается и обучается так, как воспитывались и обучались они сами. Но ребенок-то не слышит!

А давайте представим себе такую ситуацию: слышащего человека хотя бы на неделю лишим возможности слышать и поместим в местность, где проживают только иностранцы. При каждой возможности пользоваться жестами будем шлёпать по рукам, а заставлять говорить только голосом. Интересно, как «мягко» пройдёт адаптация и социализация этого субъекта с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих людей?

У нас в стране упорно игнорируется старый, уже проверенный, надежный путь – путь к всесторонне развитой личности через жестовый язык.

Можно попытаться разобраться в причинах возникшей проблемы. Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ глухих не знают жестового языка?

Без жестового языка сложно объяснить урок, вместо живого естественного общения с ребёнком обучение становится механическим. Ребёнку приходится переписывать длинные тексты с доски или из учебника (зачастую непонятные для него), а учителю прибегать к наглядным материалам, которые не всегда создают реальную картину мира. Из-за этого выпадает важнейшая часть образовательного процесса – коммуникации учитель-ученик.

Велика разница между общением на уроке и общением ребят на перемене. Всегда ли учитель может понять, о чем думает глухой ребёнок и что его беспокоит? Разобраться во взаимоотношениях в детском коллективе? Почему в большинстве случаев основную информацию о жизни дети получают друг от друга или от взрослых глухих, а не от своих учителей?

Почему в наших школах и по сей день во главу угла ставится обучение звукоподражанию? Это когда дети могут произнести любое слово голосом, но при этом не знают его смысла. Лишь бы произнести. Причем жестовый язык не просто игнорируют в учебно-воспитательном процессе, а зачастую чуть ли не объявляют ему войну. А кто-нибудь спрашивал у самих глухих, интересовался у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, как они смотрят на запрет использования жестовой речи в школе для глухих детей?

В феврале 2010 года в Рязани состоялся «круглый стол», на котором рассматривались вопросы о роли жестового языка в жизни неслышащего человека.

За круглым столом собрались функционеры различного уровня: педагоги, работодатели, предприниматели, чиновники, врачи, представители органов правопорядка, а так же люди, которых тема мероприятия коснулась напрямую: люди с потерей слуха, родители, воспитывающие глухих и слабослышащих детей. Их всех объединил один вопрос, который уже давно является «яблоком раздора» среди педагогов школ и детских садов для неслышащих детей: как же всё - таки преподавать неслышащим ученикам, устной речью или жестами? Ольга Зубаровская, председатель рязанского ВОГ(всероссийского общества глухих),сама являясь человеком с потерей слуха, уже на протяжении нескольких лет поднимает вопрос о роли жестового языка в жизни любого глухого индивида. В своём выступлении она сказала: «Проблема жестового языка появилась не вдруг, не сейчас – это постоянная наша боль. В детском саду и в школе нас учат говорить, для нас это очень важно, потому что мы находимся в социуме, и мы за то, чтобы нас этому учили, но мы, глухие люди, обеими руками за то, чтобы жестовый язык, параллельно с устной речью, в наших школах был обязательно! Так считают все: и те, кто не испытывает абсолютно никаких проблем с речью, и те, кто говорит похуже, и те, кто вообще не имеет внятную речь. И география этого мнения значения не имеет ».

Почетный член ВОГ Валентина Серёгина, полностью утратившая слух в раннем детстве, по окончании работы круглого стола сказала: « Жестовый язык глухому человеку непременно нужен. Представьте себе: если бы во время заседания круглого стола выступал лектор, который заговорил бы на иностранном языке. Как бы участники мероприятия повели себя? Потребовали бы: «Переводчика давайте». А почему за нас решают: нужен нам переводчик или нет? Наше мнение - жестовый язык, как параллель, обязательно нужен. Нужно его сопровождать артикуляцией губ. Когда артикуляция губ преподавателя четкая, плюс применяется жестовый язык, глухой человек всё прекрасно понимает ведь у него очень цепкая память. А если он будет с напряжением смотреть только на артикуляцию губ без жестов - у него быстро устают глаза, начинает болеть голова. Почему с этим не считаются? Я считаю, что жестовый язык нужен обязательно, это бесспорно!»

Да, встречаются такие глухие, которые начинают утверждать, что жестовый язык мешает развитию глухого человека, но когда просишь доказательств – все, как один, запинаются, пожимают плечами. Когда спрашиваешь – почему же вы говорите на жестовом языке, не используете словесную речь в общении, сами начинают понимать абсурдность ситуации и, когда предлагаешь запретить в школах жестовый язык – принимаются горячо защищать его...

Я обеими руками за то, чтобы глухим детям ставили звуки, учили их говорить, занимались развитием слухового восприятия и формированием произносительной стороны речи. Это необходимо и это неоспоримо! Но, я против, чтобы все 12 лет обучения сводились к тому, чтобы учить глухих звукоподражанию.

Любой ученик коррекционной школы может произнести звуки, слова, предложения. Главное: понятен ли ребёнку смысл произнесённого?! В этом-то вся проблема.

Крупнейший советский ученый Л.С. Выготский в 1931 г. писал: «Борьба устной речи с мимикой, несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается победой мимики, не потому, что именно мимика с психологической стороны является истинной речью глухонемого, не потому, что она легче, как говорят многие педагоги, а потому, что она есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения. А искусственно прививаемое устное произношение слов лишено жизненного богатства и является только мертвым слепком с живой речи. Мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь свысока, пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага, понимая, что различные формы речи могут служить не только конкурентами друг для друга и взаимно тормозить развитие одна другой, но и ступенями, по которым глухонемой ребенок восходит к овладению речью»… Другой выдающийся сурдо- и сурдотифлопедагог И.А. Соколянский писал: «Игнорирование жестовой речи глухого ребенка в дошкольный и школьный период – это тягчайшее преступление...»

Почему глухие не читают, если это, по сути, единственная возможность получить любую информацию извне, из того самого мира, который их окружает? Почему? Да потому, что словарный запас большинства глухих необычайно беден… Любой педагог в коррекционной школе, должен, просто обязан знать словарный запас своих учеников. Иначе всё, что он объясняет - как горох об стенку. Об стену непонимания глухим учеником. Как можно понять то, чего ты не знаешь?

Именно поэтому я являюсь приверженцем билингвистического подходак обучению глухих детей, но хочу оговориться сразу: я считаю не приемлемым этот подход к обучению имплантированных детей.

Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полиглотами. Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями.

Педагогическая система билингвистический подход является новым направлением в сурдопедагогике, которое появилось в мире в начале 80-х годов. Следует упомянуть несколько факторов, способствовавших развитию этого направления сурдопедагогики.

Во-первых, это кардинально изменившееся отношение к жестовым языкам. Глухие практически всегда использовали жестовый язык для своего общения. Было доказано, что жестовый язык отнюдь не примитивный язык, как многими считалось ранее. Он не лучше и не хуже русского, английского, китайского, это просто иной язык. Признание жестовых языков означало возможность их использования в обучении.

Во-вторых, изменились взгляды общества на людей, которые «в чем-то не такие как все». Появилась необходимость понимания мира «других», стала отживать идеология подчинения стандартам большинства, нивелирования личностных особенностей. К глухим перестали относиться как к «убогим», как к «инвалидам», из которых непременно нужно делать подобие слышащих. Их стали расценивать как людей, имеющих право на свой особый путь развития, разделяющих и свою культуру глухих и культуру слышащего большинства

В-третьих, это общее недовольство результатами обучения устным методом.

Что же такое билингвистический метод обучения на практике? Учитель или воспитатель объясняет тему голосом, чётко артикулируя слова, и сопровождая свою речь жестами (а не дактилем! -_до сих пор многие педагоги не видят разницу между жестовой речью и дактилем), а от ученика следует требовать устный ответ! Только и всего! А какие результаты!

Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство, даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме. И при этом он абсолютно не мешает развивать речь учащихся.

Глухой ребенок запоминает слова, пользуется ими, зачастую не понимая значения слов, и проверить – правильно ли он понимает значение, можно только через жестовый язык. На мой взгляд, незнание жестового языка педагогами и воспитателями – серьезное препятствие для развития глухого ребенка, лишающее его свободы коммуникации и доступа к информации.

Международный и российский опыт работы экспериментальных билингвистических классов подтверждает необходимость использования жестового языка и словесного языка как равноправных средств обучения.

Использование словесного языка и жестового языка как в дошкольном и в школьном обучении (т.е. билингвизм), широко распространено во многих странах мира. В частности, это является государственной образовательной системой обучения глухих и слабослышащих всех Скандинавских стран уже более 20 лет; в США 20 спецшкол перешли на билингвистический подход. Использование жестового языка в обучении ни в коей мере не препятствует развитию устной речи.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы с использованием билингвистического метода. Я преподаю русский язык и литературу в специальной коррекционной школе I-II вида уже более 15 лет. Считаю, главное в обучении - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. Моим ребятам интересно учиться, и это подлинный интерес. Родной для детей жестовый язык позволяет без затруднений объяснять самые сложные словесные конструкции. Многие преподаватели до сих пор не понимают, как можно использовать жестовый язык при обучении русскому языку и литературе. На самом деле это очень, очень эффективно. Например, тема «совершенный-несовершенный вид глагола» традиционно сложна для глухих детей – когда надо писать делал, а когда сделал? А если сравнивать как это показывается на жестовом языке и как в русском, то ребята усваивают это моментально.

На уроках литературы в различное время анализировались характеристики Чацкого, Фамусова, Хлестакова и других персонажей. Оказалось, что если слова, выражающие нравственные качества героев, имеют прямые жестовые аналоги, учащиеся точнее понимают характеристики литературных образов.

Применение русского (устного, письменного) и жестового языка, т.е. билингвистический метод на разных этапах урока дало возможность передавать учащимся большой объём информации, облегчить анализ, понимание и усвоение учебного материала.

Исходя из опыта работы, хочу отметить, что билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при:

  • формировании новых понятий;
  • объяснении лексического значения слов;
  • сообщении новой информации;
  • проведении экскурсий и бесед;
  • разборе детских конфликтов;
  • проведении коллективных мероприятий;
  • общении с глухими родителями и т.д и т.п .

Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др.

Кроме того, дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Расширяется словарный запас, опираясь на который учащиеся лучше воспринимают речевой материал. Это, в свою очередь, позволяет улучшить качество речи детей: темп, ритмико-интонационную структуру и разборчивость устной речи учащегося.

У детей возрастает интерес к учению, т.к. они лучше понимают, о чем идет речь на уроках, чаще находятся в ситуации успеха, чувствуют себя увереннее. Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Мир меняется, меняется отношение к глухим и к жестовому языку. Надеюсь, что со временем в школах для глухих детей учителя постепенно изменят отношение к использованию жестового языка, ведь пользуясь русским жестовым языком, учитель сможет доступно донести новые знания в большом объёме, а это важно в наше компьютерное, интернетовское время, когда у детей пропадает желание учиться! Помимо этого, формируется совсем иное сознание - мы воспитываем не инвалидов с комплексом неполноценности, а уверенных в себе людей, знающих свои права и обязанности, полноценных членов общества.

Список использованной литературы

  1. Зубаровская О. «Нужны ли жесты в школе?» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих « В едином строю» № 4, 2011;
  2. Сильянова Е. «Нет сомнений!» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 4, 2011;
  3. Чаушьян Н. «Право на жестовый язык» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 3, 2008;
  4. Соколова Т.Н. ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург «Билингвистический метод обучения – новое направление в сурдопедагогике»;
  5. Скороходова О.И. «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». – М. : Педагогика, 1990
  6. Выготский Л. С. «Принципы социального воспитания глухонемых детей» М.: Педагогика, 1983.

 Использованные материалы и Интернет-ресурсы