Программа по внеклассному чтению "Учимся любить книгу"

Разделы: Внеклассная работа


Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для решения данной проблемы нами создана программа по внеклассному чтению для учащихся 4 классов «Учимся любить книгу»

Программа по внеклассному чтению нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы «Учимся любить книгу» – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

  1. Круг чтения.
  2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка,умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

4 класс
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
1 О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист» Отбор и чтение материалов из периодики. Организация в уголке чтения раздела периодической печати.
Составление устного журнала.
2 «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток»
3 «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня». Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».
4 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
5 «Из истории нашей Родины»
Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»
6 «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Составление заданий для литературного марафона. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» – по материалам прочитанных книг.
7 «Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».
Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»
8 «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19 – начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
9 «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.
Н. Шер «Рассказы о русских писателях»,
К. Паустовский «Далекие годы» – повесть о детстве и юности,
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» – повесть о детстве.
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
10
11
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
Кир Булычов «Гостья из будущего»
В. Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Оформление читательского дневника. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
12 «Ступеньки мудрости» Сказки Леонардо да Винчи Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации Оформление презентации «Ступеньки мудрости».
13 «От благодарных читателей» М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. Составление диафильма по одному из произведений.
14 «Современные писатели-детям» Е. Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
15 «Мечты в рассказе М. Москвиной» М. Москвина «Моя собака любит джаз» Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения. Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.
Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»
16 «С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К. Андерсен «Русалочка»
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
17 «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» Контрольно-установочное занятие. Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. Составление читательских планов на будущее. Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы по внеклассному чтению «Учимся любить книгу» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Используемая литература:

  1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
  2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
  3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
  4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
  5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
  6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
  7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
  8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах. М. Просвещение, 1985.
  9. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
  10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
  11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.