План-конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

  1. Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
  2. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
  3. 3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  4. 4. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой

Оборудование: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык (учебник для 3 класса – 2006); таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация – город Москва, иллюстрация березка, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями, резиновый мяч, карандаш, ромашка с вопросами.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили во 2 классе. Дети слушают.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Дети пишут

Проведем минутку чистописания.
Каллиграфическое написание какой буквы будем сегодня отрабатывать?
Буквы "М"

Какие элементы используем для ее написания?
Дети отвечают
Расскажите все, что вы знаете об этой букве. "М" – согласная, непарная, звонкая, на письме может обозначать два звука [М], [М́]
Показ учителем на доске Дети следят за письмом учителя
Напишите красиво и аккуратно по образцу. Дети пишут
Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какой город изображен на картинке? Город Москва
Как вы узнали? Изображен Кремль и Кремлевская стена
Что вы можете рассказать о Москве? Москва – главный город страны
Кто является Президентом Российской Федерации? Д.А. Медведев
Прочитайте слово, написанное на доске.
Москва
Почему написано с большой буквы? Название города, имя собственное
Какую гласную букву пишем в корне слова? Почему? Пишем "О", словарное слово. Нужно запомнить
Письмо слова Москва Дети следят за соединением букв, пишут в тетради
2. Актуализация знаний
1. Словарная работа
Игра «Будь внимателен»
Прочитайте внимательно слова на доске: пенал, тетрадь, карандаш, русский язык.
Закрываю.
Сейчас я вам буду показывать картинки, если изображение на картинке совпадает с тем, что написано на доске - это слово записываем, если нет, не записываем.
Обучающиеся читают слова и запоминают
Показываю картинки с изображением:
Пенал, ученик, тетрадь, учитель, карандаш, ученица, русский язык.
Дети записывают те слова, которые совпадают с изображением на картинке
Проверяем. Открываю запись. Проговариваем еще раз каждое слово. Обучающиеся проверяют
На какую тему записаны слова?
Эти слова будут использованы в дальнейшей работе.
Учебные вещи
2. Повторение и закрепление знаний об имени существительном
Вспомните ребята, с какой частью речи мы познакомились?
С именем существительным
Что такое имя существительное?
Имя существительное это часть речи.
Что оно обозначает?
Предмет
На какие вопросы отвечает? Примеры.
Какую роль они играют в нашей речи?
Кто? Что?
лиса
ученик
заяц
стол
тетрадь
книга
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто? Одушевленные, например: кот, волк, учитель.
Как называют имена существительные, отвечающие на вопрос Что? Неодушевленные, например: рис, стул.
Какие имена существительные мы относим к именам собственным? Имена людей, клички животных, названия рек, городов, например: Москва, Кия, Валя.
Какие имена существительные мы относим к именам нарицательным? Все остальные существительные относятся к нарицательным, например: сон, море.
Как изменяются имена существительные? Изменяются по числам, могут быть в форме единственного и множественного числа.
Единственное число – стул, книга
Множественное число – стулья, книги
Сколько родов имеет имя существительное?
Имя существительное имеет 3 рода: мужской, женский, средний. Например: конь – мужской род; дочь – женский род; облако – средний род.
Какие слова помогают определять род имен существительных? Личные местоимения: он, она, оно.
У каких существительных невозможно определить род? У тех, которые употребляются только во множественном числе.
Сколько падежей в русском языке?
Назовите их вместе с вопросами.
В русском языке 6 падежей.
Как мы называем изменение окончаний существительных по вопросам? Изменение по падежам, или склонением.
3. Закрепление знаний
1. Посмотрите, что у меня лежит на столе? На столе лежит мяч.
Какой он? Фиолетовый, красивый, яркий, резиновый, круглый
Какой частью речи являются слова, при помощи которых мы описали предмет?
Имя прилагательное. Эти слова называют признаки предмета
Какую тему начинаем изучать? Имя прилагательное
Вспомните, что мы называем именем прилагательным? Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какие? Какая? Какое?
Какую роль они играют в нашей речи? Имена прилагательные делают речь красочной, интересной, выразительной, образной, яркой
2. Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.
Не является стихотворением, нет рифмы.
А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А этот текст является стихотворением?
Является, есть рифма.
Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?
Рассматривание иллюстрации
Березка.
В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный.
Почему второй текст получился выразительный, яркий? В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.
Назовите имена прилагательные из первого текста.
В нем нет имен прилагательных
Какой текст приятнее слушать? Почему? Второй. Он более образней, яркий, выразительный.
Какая часть речи «украсила» стихотворение? Имя прилагательное
Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи? Они делают речь краше, точнее, образной, интересной
3. Стихотворение «Имя прилагательное»
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Читает ученик
4. А вот теперь попробуйте угадать без имен прилагательных, что за зверь упоминается здесь.
Запись на доске:
Быстро бежал … зверек. У него передние ноги … задние … так и мелькают. Мы увидели … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть у зверя … и … зубы, но защищаться ими он не умеет.
Ученики читают текст
О каком звере мы прочитали? Назовите его. Определить сложно
А теперь я открою слова: маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, большие и крепкие.
Теперь вы можете назвать зверя?
Это заяц
А как вы догадались? По признакам
Какая часть речи помогла вам ответить на вопрос? Назовите ее. Имя прилагательное
Что обозначают имена прилагательные? Признаки предмета
Трудно, ребята, без имени прилагательного? Почему? Да. Текст без имени прилагательного не выразителен
5. Игра «Угадайка»
Запиши ответ одним словом, которое отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Сок из моркови –
Варенье из земляники –
Кисель из молока –
Суп из гороха –
Салат из капусты –
Сок из помидоров –
Торт с орехами –
Пюре из картофеля –
Печенье из овса –
Хлеб из пшеницы –
Ученики записывают, одним словом:
морковный
земляничное
молочный
гороховый
капустный
томатный
ореховый
картофельное
овсяное
пшеничный.
Проверяем. Поставьте вопрос к слову, которое вы записали.
Какой частью речи они являются?
Именем прилагательным
Что они обозначают? Признаки предмета
Что общего у этих слов?
Указывают продукты питания
6. Физминутка
Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей.
Не пугай ты нас детей.
Вот к нам солнышко пришло
Стало весело, тепло.
Дети выполняют
7. Работа по учебнику С. 101. упр. №1 Ученики выполняют данное задание
8. Работа по карточкам

Проверка работ учителем
Работают по карточкам. Индивидуальная работа у доски 1 ученик, самостоятельно на местах 2 ученика, совместная работа учителя с учеником (выборочный диктант) 1 ученик
9. Игра «Аукцион»
Карандаш достанется тому, кто последний назовет признак этого предмета.
Дети называют признаки: деревянный, острый, яркий, разноцветный, гладкий и т.д.
На какие вопросы отвечают эти слова? Какой?
Какой частью речи они являются? Именем прилагательным
4. Систематизация знаний
1. Игра «Отгадай-ка» (Приложение у автора).
На ромашке было 5 лепестков. Один лепесток оторвался. Осталось 4. На лепестках ромашки написаны вопросы.
Дети отвечают на вопросы
Каждый отрывает лепесток и отвечает на вопрос. Слушаем друг друга внимательно, для того, чтобы узнать, какой важный вопрос был на 5 лепестке.
Называют 5 вопрос. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Без чего нельзя определить часть речи? Без вопроса
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Какой? Какая? Какое? Какие?
5. Организация домашней работы
1. Домашнее задание
С. 101, упр. 2. Объяснение
Записывают в дневники домашнее задание
6. Итог урока
С какой частью речи работали?
Что особенно вам понравилось?
Чем занимались на уроке?
Оценки.
Спасибо за урок.
С именем прилагательным