Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере развития женских образов)

Разделы: Литература


Цель:

  • Исследование проблемы счастья в романе Л. Толстого «Война и мир» на примере  женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони Марьи Болконской.
  • Приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
  • Формирование навыка самостоятельного мышления умение выражать и доказывать собственное мнение.

Форма работы – работа в группах:

  • 1-я группа – исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
  • 2-я группа – исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
  • 3-я группа – исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
  • 4-я группа – исследователи судьбы Марьи Болконской.

Эпиграф:

– Был ли счастлив ты в жизни земной?
И.А. Бунин

А счастье было так возможно, так близко…
«Евгений Онегин»

На свете счастья нет, но есть покой и воля..
А.С. Пушкин

И много будет странствий и скитаний
Страна любви – великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все больше станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
В. Высоцкий

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Вопрос о счастье – это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?

В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.

Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.

2. Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (Приложение 1) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>), Наташа Ростова (<Рисунок 4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>), Соня (<Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>) и Элен (<Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>).

3. Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (Приложение 2).

4. Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.

5. Составление выводов по исследованию (таблица).

6. Подведение итогов.

Задания

1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?

2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:

  • «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
  • «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
  • «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
  • «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».

3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:

Я с тобой, мой ангел, не лукавил,
Как же вышло так, что я тебя оставил?

Как я люблю, как любила глядеть я
На закованные берега…

Нам встречи нет, и нет разлуки…

Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда.

Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в моё лицо,
Возвратил и силу и свободу…

4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие, искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.

5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:

  • «Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
  • «Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».
  • «Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
  • «И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
  • «Думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»

6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?

  • в приобретении богатства
  • в увеселениях и светских вечерах
  • в браке
  • в семье и воспитании детей
  • в помощи родным и близким

7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?

8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?

9. Почему счастье приходит не к каждой из них?

  • это случайное стечение обстоятельств
  • это прихоть автора
  • это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
  • другая версия

10. Согласны ли вы с выбором Толстого?

Завершается работа составлением таблицы

(Учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине.)

Элен Наташа Соня Мари

В чем видят счастье героини?

В приобретении богатства.
В увеселениях, светских вечерах.
В помощи родным и близким. В браке с Николаем Ростовым В браке.
В помощи родным и близким.
В воспитании детей.

Какие качества соответствуют каждой из героинь?

высокомерие
хитрость
жадность
лицемерие
эгоизм
красота
тщеславие
беспринципность
доброта
простота
любовь к людям
искренность
милосердие
патриотизм
совесть
бескорыстие
самоотверженность
хитрость
эгоизм
красота
ум
преданность
простота
искренность
скромность
милосердие
совестливость
религиозность
верность

Выводы:

Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.

По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.