"Что осталось от крылатых надежд?" (По повести И.С.Тургенева "Ася")

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока.

Обучающая: развитие навыков работы с эпическим текстом.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать.

Воспитывающая: формирование ответственного отношения к тому, кого любишь; развитие коммуникативных умений.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, текст повести “Ася”, текст стихотворения И.С.Тургенева “Я шел среди высоких гор”.

Ход урока

Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты или благодать?

И.С.Тургенев

Слово учителя.

И снова мы в плену у “Аси” И.С.Тургенева. Вновь обращаемся к миру чувств и переживаний тургеневских героев. Мы успели их полюбить, они стали близки нам, иногда непонятны их действия, порой поступки вызывают недоумение, но всегда они трогают наши сердца, заставляют задуматься о своей жизни, о своей ответственности за тех людей, которые находятся рядом с нами. Герои повести дают возможность более пристально всмотреться в себя.

Да, главное в повести И.С.Тургенева – любовь. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенном и важном. Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а автор с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать “люблю” человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства?

Вопросы и вопросы... Прямых ответов у И.С.Тургенева мы не находим, он надеялся на наше с вами воображение. Он знал силу недосказанности, как Стендаль, следовавший “великому принципу: горе в искусстве тому, кто говорит все”.

А нам предстоит попытаться разгадать психологическую загадку повести, ответить на вопрос: что остается от крылатых надежд у героев повести “Ася”.

Анализ текста произведения.

Оба ли героя готовы к тому, чтобы быть самим счастливым и сделать другого (находящегося рядом) таковым? Но прежде давайте всмотримся в то эмоциональное состояние героев, в котором они находятся накануне сознания возможного счастья. И.С.Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. Проследим эту эволюцию по тексту.

1 эпизод – стр. 295

2 эпизод - стр. 300

3 эпизод – стр. 303

4 эпизод – стр. 311-312

5 эпизод – стр. 314

И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания.

Кто вам ближе в этой сцене? На чьей стороне симпатии? Почему?

А может быть, господи NN не так уж плох? Ведь в благоразумии ему не откажешь? Почему он так поступает? (Не готов. Откладывает на завтра, еще в начале повести при первом знакомстве NN отметил, что Ася недостаточно развита, следовательно, это большая ответственность. И не каждый готов ее нести и отвечать не только за себя, но и за тех, кто рядом)

А Ася почему так поступает? (Другая натура, другой подход к жизни и к себе)

Ася откровенно признается господину NN в любви. Какое чувство вызывает ее признание у него? (Досада на откровение)

Как Ася ведет себя во время “проповеди” NN?

В чем вы видите слабость NN? А как сам герой оценивает свое поведение?

Почему же не состоялось счастье героев? (Потому что душевная жизнь у Аси и NN протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а NN в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее. Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. NN – романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет ему совершить верное действие. Ася живет непосредственным движение сердца; в ней ни одно чувство не бывает наполовину)

Подведение итогов урока.

Так что же осталось от крылатых надежд у Аси и господина NN?

Заключительное слово учителя.

Оказывается, легко спугнуть первые чувства, легко обидеть и не понять другого, а ведь “у счастья нет завтрашнего дня; нет у него и вчерашнего; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье”.

На уголок, на перо, на листочки бумаги – такие записки написали герои И.С.Тургенева, от крылатых надежд осталось завещание нам: будущее не бесконечно, и человек не растение. Давайте всматриваться в себя и ценить тот единственный миг, от которого, возможно, будет зависеть судьба.

Домашнее задание.

Прочитать стихотворение И.С.Тургенева, написанное им на склоне жизни в 1878 году, сопоставить это стихотворение с повестью “Ася” (приложение 1).

Приложение 1

Я шел среди высоких гор.
Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам...
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! Любим я был!
Я все другое позабыл!
Сияло небо надо мной,
Шумели листья, птицы пели...
И тучки резвой чередой
Куда-то весело летели...
Дышало счастьем все кругом,
Но сердце не нуждалось в нем.
Меня несла-несла волна,
Широкая, как волны моря!
В душе стояла тишина
Превыше радости и горя...
Едва себя я сознавал:
Мне целый мир принадлежал!
Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?
Пришли года... Прошли года –
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.