Адаптация в социуме детей с отсутствием вербальных средств коммуникации логпедическим воздействием

Разделы: Логопедия


Система помощи детям с отсутствием речи в реабилитационном центре “Оптимист” города Сергиев Посад начала складываться с момента его образования – с 1998 года. В нашем центре получают помощь дети, имеющие различные интеллектуальные, физические или сенсорные расстройства. Определенный процент их имеет инвалидность, которая определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю над своим поведением. В течение уже почти 10 лет детям с особыми нуждами, ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями оказывается система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение таких детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей.

Важной составной частью комплексного процесса реабилитации (возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни или травмы) – является логопедическая реабилитация и абилитация, которая представляет собой первоначальное формирование способности к чему-либо. Своеобразие и трудности в овладении речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются при всех видах отклонений в развитии детей, поэтому логопедическая реабилитация и абилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, т.к.у таких детей замедляется и искажается процесс формирования речи, нарушаются предпосылки к ее развитию, а в связи с длительным пребыванием в различных лечебных учреждениях, в связи с двигательной ограниченностью, недостаточностью социальных контактов, отмечается ограниченный объем знаний и представлений об окружающем и недостаточность предметно-практической деятельности. По речевым диагнозам группа детей с отсутствием вербальных средств коммуникации неоднородна. У ребенка может быть ОНР 1 ур., анартрия, афазия, моторная алалия, задержка речевого развития обусловленная соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями, а так же системное недоразвитие речи обусловленное у/о.

Что же позволяет объединить детей с разнородными диагнозами в одну группу неговорящих детей? То из-за чего возникают трудности формирования речи, т.е общие причины отсутствия речи и общие нарушения при ее формировании, характерные для безречевых детей.

Почему ребенок, который по возрасту должен говорить, молчит? Причинами “молчания” ребенка является наличие в его анамнезе неврологических и психопатологических нарушений церебрально-органического генеза, свидетельствующих о задержке созревания ЦНС и наличии повреждений отдельных мозговых структур головного мозга.

Занятия с безречевыми детьми строятся с учетом следующих дидактических принципов:

принципа комплексности, так как логопедическое воздействие осуществляется в комплексе с работой врачей, психологов, воспитателей;

принципа опоры на различные анализаторы, так как формирование ВПФ представляет сложный процесс организации функциональных систем – зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной;

принципа опоры на сохранные звенья нарушенной функции, так как опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляются на новых компенсаторных началах;

принципа поэтапного формирования умственных действий ( по П.Я. Гальперину), так как работа над каждым заданием проводится в определенной последовательности;

принципа учета зоны ближайшего развития ( по Л.С.Выготскому), т.к. процесс развития психических функций осуществляется постепенно с учетом ближайшего уровня развития, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью логопеда.

Как же организовать работу, чтобы помочь таким детям?

Работу с неговорящими детьми можно разделить на несколько этапов: подготовительный, начальный, основной и заключительный. На занятиях каждого из этапов постепенно ус усложняются формы работы, используются рациональные сочетания различных приемов и , как правило, в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач.

Занятия носят интегративный характер. В его структуру включаются виды работы по нескольким направлениям для реализации главной цели – появления активной речи. В случае очевидной невозможности развития экспрессивной ее стороны, делается упор на формирование коммуникативных способностей посредством альтернативных средств общения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Развитие артикуляционного аппарата посредством массажа (классического или зондового) или с помощью комплексов артикуляционной гимнастики.
  • Развитие дыхания, голоса.
  • Расширение понимания речи (вопросов, инструкций ,пополнение пассивного словаря).
  • Развитие тактильной чувствительности (познание свойств предметов).
  • Развитие речевой активности(вызывание звукоподражаний, желания что-то произнести).
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие высших психических функций( мышления, внимания, памяти)
  • Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, пространственно-временные отношения).
  • Развитие невербальных средств коммуникации (умения пользоваться жестами, взглядом, телодвижениями при общении или использовать пиктограммы).

Форма работы с безречевыми детьми индивидуальная или подгрупповая, если другие дети в подгруппе владеют активной речью, что способствует компенсации дефекта. Коррекционная работа с неговорящим ребенком подразумевает участие родителей, которые получая информацию о результатах обследования, методах и приемах устранения речевого нарушения на консультациях, реализуют их в повседневном общении и при целенаправленной работе дома.

Способность понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение, поэтому формирование пассивного и активного словаря осуществляется следующим образом. С ребенком устанавливается контакт, развивается интерес к занятиям, желание заниматься. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Ребенка учат понимать названия предметов , их функциональное назначение, названия действий, а так же вопросы: “Где?”, “Куда?”, “Кому?”. Нельзя перегружать пассивный словарь неговорящего ребенка малопонятными для него словами. Важное значение имеет развитие невербальных средств коммуникации среди которых: естественные экспрессивные (мимика, жесты, пантомима, вокализация) и специальные (дактилирование, жесты языка глухих, азбука Брайля, пиктограммы и т.д.).Не только дети, но и любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Элементарный способ коммуникации – это показ согласия или несогласия с помощью движений глаз, показ нужного предмета движением головы с ободком и указкой закрепленной на лбу, использование светового указателя, цветовых сигналов. При использовании вышеназванных средств общения применяются дополнительные приспособления: коммуникативные или лингвистические доски; пиктограммы, знаки Леб-системы и другие средства.

Важным в появлении активной речи является развитие речевого подражания в процессе совместной деятельности. Стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Важно научить неговорящего ребенка сортировке предметов по цвету, величине, форме, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной. Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению. Но ни в коем случае не принуждать, т.к. это может вызвать речевой негативизм и еще больше задержит появление активной речи. Одновременно у ребенка стимулируется общение с помощью аморфных слов– корней и звукоподражаний. Следующий этап – обучение построению простых двухсловных предложений, запоминанию наиболее употребительных словосочетаний. Одновременно ведется работа над расширением объема понимания речи, посредством обучения словоизменению и различению грамматических форм, наращиванию слоговой структуры слова. На следующем этапе ребенка учат грамматически правильно строить предложения, различать слова сходные по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учат делить слова на слоги, начинают работу над исправлением звукопроизношения. Дальнейшая работа заключается в том, чтобы научить ребенка грамматически правильно строить предложение из 3-5 слов, сформировать навык связной речи.

При общении с неговорящим ребенком важно, чтобы он хорошо и максимально близко видел лицо говорящего с ним, чтобы посторонние звуки не мешали во время занятия, произносимое слово, обозначающее название предмета или действия подкреплялось символом (пиктограмма, сам предмет, жест, действие). Работа должна быть систематической, а приемы, используемые на занятиях, применяться в повседневном общении с ребенком.

Получавшие помощь в нашем центре на занятиях по речевой реабилитации дети с ограниченными возможностями и отсутствием активной речи, на момент окончания реабилитации имели значительные улучшения в ее развитии.

Общение друг с другом и окружающими – основа независимости, расширения социальных контактов, повышения качества жизни, потому значимость речевой реабилитации при адаптации в социум детей с ограниченными возможностями трудно переоценить.