Развитие творческого мышления посредством элективных курсов

Разделы: Математика


В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических и политических перемен, вызванных становлением демократических институтов и развитием рыночных отношений, важное значение приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Математика занимает одно из главных мест в системе образования. Несомненно, и велика роль математики на воспитание важнейших личностных качеств, с ее огромным воспитательным потенциалом. Поэтому одной из главных задач школы является не только сообщение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применению их к своей практической деятельности.

Работать над активизацией познавательной деятельности и развитием творческого мышления – это значит формировать положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение внутренней мотивации учения. Но это возможно при условии, что деятельность, которой занимается обучающийся ему интересна. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в себя, в свои силы у каждого ребенка. Независимо от его способностей, развивает творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Это и есть воспитание творческой личности в широком и глубоком понимании. Одной из форм организации активного обучения является внеклассная работа. Это – ведение элективных курсов, привлечение к научно-исследовательской деятельности, олимпиады, конкурсы и недели. Наиболее эффективным и систематичным из них являются элективные курсы. В основу программ, которых положены программа по математике для общеобразовательных учреждений и программа для классов с углубленным изучением математики.

Для учащихся 5–6-х классов интересующихся математикой ведется элективный курс “Юный математик”, развивающий их математический кругозор, мышление и умение решать нестандартные задачи. Курс является также основой для дальнейших дополнительных занятий математикой. Начиная с седьмого класса, в программы элективных курсов входят материалы расширенного или углубленного обучения. Каждый курс может быть краткосрочным, так и рассчитанным на один учебный год. Программы утверждены в школьных и улусных Экспертных советах. Цель элективных курсов – овладение математическими знаниями необходимыми для дальнейшего углубленного изучения предмета и продолжения образования, интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления и удовлетворение разнообразных потребностей обучающихся.

Таким образом, исходя из опыта своей многолетней педагогической деятельности, я разработала программы таких элективных курсов, как “Дополнительные темы к школьному учебнику” для 7-го класса, “Развивай себя” для 8-го класса, “Исследование функций” для 9-го класса. Для каждого из данных курсов разработаны теоретическая и практическая части. В практической части представлены разнообразные задачи так и учебные, и нестандартные, то есть задачи, олимпиадного типа. При организации учебной деятельности учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и лабораторные работы; применять различные способы решения. В ходе проведения занятий пытаюсь развивать логическое мышление, математическую интуицию, учу переформулировать задачи, выделять частные случаи, обобщать, прививаю навыки ведения дискуссии, обсуждения задач. Большое внимание уделяю умению обучающихся применять разные способы и нестандартные методы для решения различных задач. Дополнительные занятия способствуют выработке у обучающихся ответственности за выполнение пролонгированного задания, и позволяют постепенно создавать ситуацию успеха. Участвуя в различных математических олимпиадах и конкурсах, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения, в свою очередь, способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. С помощью исторического материала можно показать, какую уникальную роль сыграла математика в жизни великих ученых, в развитии науки и техники в целом. Такие примеры можно привести и рассказать на уроке и вовремя элективных курсов. Ведь и сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это, конечно же, и духовное, и эстетическое, и творческое, и интеллектуальное развитие.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или творческую. Только тогда, когда учебная деятельность направлена на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, творческого мышления, а вместе с тем и личности обучающегося.

Для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении предметов естественно-математического цикла учителями объединения в нашей школе создана целостная система обучения.