Программа "Школа лидера"

Разделы: Школьная психологическая служба


Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать
на практике и уже невозможно создать это качество в других.
Д. Кэмбелл

Проблема развития человека и проблема развития общества - это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства. А для того, чтобы детство стало путеводной звездой, необходим правильный ориентир в безбрежном море различных влияний.

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Изучение вопроса о сущности лидерства в подростковой среде привело к необходимости рассмотрения социальной активности как фактора развития ребенка.

Социальная активность – интегративное понятие. Она проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и качество личности. Как особое состояние деятельности социальная активность характеризуется позитивно выраженной субъективностью; как актуальная потребность она реализуется в системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность. В качестве преобразующей способности социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивое качество личности – в целеустремленности, самостоятельности и других соответствующих качествах.

Социальная инициатива является формой проявления социальной активности субъектов социальных отношений в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество – инициативность.

Именно в подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. В подростковом возрасте инициативность как личностное качество развивается в большей степени. С подросткового возраста ребенок, по законодательству Российской Федерации (Федеральный закон “Об общественных объединениях”), может “самостоятельно принимать решение о вхождении в инициативную группу (общественное объединение)”.

Социальная инициатива иногда рассматривается, как устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к труду, обществу, общественно-полезной деятельности. Чаще всего социальная инициатива определяется как двигатель, побудитель деятельности, как потребность, желание, обращающее энергию личности на общественно-значимые, активные действия.

Таким образом, социальная инициатива – это инициатива решения некой социально значимой проблемы. Но следует отдавать отчет в том, что чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. И ничего, что бы умаляло значение и роль детской социальной активности, в этом тезисе нет. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Именно помощь, а не тотальная опека, поддерживает собственную активность тех, кому предназначена, и расширяет сферу этой собственной активности; опека, наоборот, подменяет и подавляет, отменяет, делает просто ненужной собственную активность опекаемых.

Процесс воспитания активности управляем, он должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

В ГБОУ СОШ №347 существует ученическое самоуправление. Для его создания необходимы инициативные, творческие, активные подростки, которые помогают развитию коллегиальных, демократических форм управления школы и тем самым создают основу для реализации организаторских функций в своей будущей жизни.

Органом, осуществляющим текущие права и обязанности самоуправления является Школьный Совет. В него выбирают лидеров классов, которые занимаются созданием радиоинформационной сети школы. проводят социологические опросы, организуют и проводят благотворительные акции. проводят творческие мероприятия, занимаются разработкой сценариев.

Актуальность.

Актуальность программы для школы № 347 состоит в построении системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, формирования гражданской позиции, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни.

Цель программы. Развитие лидерских качеств у старшеклассников в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.

Задачи программы.

  1. Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.
  2. Провести подготовку группы подростков - лидеров, способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.
  3. создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности.
  4. Развитие жизненного целеполагания в условиях социально-значимой деятельности.
  5. Развитие самоконтроля.
  6. Создание условий для прохождения подростками всех этапов проектной деятельности.

Адресат: актив школы № 347, старшеклассники 9-10 класса.

Методы: беседы, игры, тренинговые упражнения, деловые игры, решение кейсов, СПТ.

Средства: использование наглядных пособий, раздаточного материала, аудио и видео материалов.

Этапы программы

I. Подготовительный этап (диагностико-мотивирующий).

Задача: выявить учащихся, обладающих лидерскими способностями.

Для реализации поставленных задач используются следующие диагностический инструментарий. (Приложение 1)

  • Методика изучения лидерских качеств [16]
  • Опросник. Лидерские характеристики. [14]
  • Методика выявления “коммуникативных и организаторских способностей” (КОС-2) [8]
  • Тест “Хозяин своей судьбы” [17]
  • Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”[20]
  • Тест “Психологический тип в общении”[20]

II. Основной этап.

Цель: формирование и обучение группы молодежных лидеров

III. Этап самостоятельной деятельности.

Цель: разработка и реализация социального проекта группой подростков-лидеров с привлечением всего подростково-молодежного коллектива данного учреждения.

Содержание основного этапа программы

Данный этап программы направлен на обучение способам эффективного лидерского поведения:

  • развитие лидерских качеств и способностей;
  • обучение приемам делового общения;
  • обучение методам эффективного решения проблем;
  • обучение приемам командообразования и взаимодействию в команде;
  • обучение способам саморегуляции.

Ожидаемый результат.

В результате реализации данной программы подростки приобретают:

  • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
  • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
  • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
  • развития лидерских качеств;
  • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;
  • опыт самостоятельной проектной деятельности по решению значимых для школы задач.

Результативность данной программы оценивается при проведении начального и повторного диагностического среза. (Приложение 1) Некоторые материалы-разработки представлены в Приложении 2.

Учебно-тематический план

Раздел или тема Теория Практика Всего часов
1 этап
1 Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас 5 13 18
2 Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе 5 7 12
2 этап
3 Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции 2 2 4
4 Согласие и сотрудничество 4 6 10
5 Я и мой внутренний мир 4 10 14
6 Творческий подход к решению проблем 1 1 2
3 этап
7 Социальное проектирование 2 4 6
8 Итоговое занятие   2 2
  Итого     68

Содержание программы

Тема 1. Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас

    1. Знакомство
    2. Становимся группой и вводим правила. Начинаем разговор о чувствах.
    3. Сплочение группы
    4. Владеем эмоциями, выражаем чувства.
    5. Поддерживаем друг друга.

Тема 2. Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе

    1. Я во взаимодействии.
    2. Когда взаимодействовать непросто.
    3. Уверенное поведение.
    4. Работаем над уверенностью в себе.
    5. Уверенность в повседневной жизни.

Тема 3. Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции

  1. Освобождение от мышечных зажимов.
  2. Проработка невербальных средств общения.

Тема 4. Согласие и сотрудничество

  1. Общаемся с разными группами людей.
  2. Развитие и отработка навыков межличностного общения.
  3. Умение слушать.
  4. Установление позитивной обратной связи.

Тема 5. Я и мой внутренний мир

  1. Я - как я себя вижу и я глазами других.
  2. Какой Я.
  3. Юноши и девушки.
  4. Изучаем себя.

Тема 6. Творческий подход к решению проблем

  1. Использование метафор в общении.

Тема 7. Социальное проектирование

  1. Отработка навыков работы с информацией.
  2. Подтверждение ценности самообразования и самообучения.

Обобщение (итоговое занятие). Для ее проведения используем материал из Приложения 3.

Литература

Для педагога:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2003.
  2. Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007.
  3. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008.
  4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. –М.: ЭКСМО, 2004.
  5. Микляева А. “Я – подросток. Встречи с самим собой”, ч.1-3. – СПб.: Речь, 2003.
  6. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб.: Речь, 2006.
  7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие/ Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001.
  9. Рязанова Д.В., Тренинг с подростками. С чего начать? - М.: Генезис, 2003.
  10. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб,: Питер, 2003.
  11. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.
  12. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. – СПб.: Речь, 2007.
  13. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: ИК “Комплект”, 1997.
  14. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005.
  15. Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  16. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007.
  17. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007.
  18. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.
  19. Шурухт С.М. Подростковый возраст. СПб.: Речь, 2006.
  20. https://urok.1sept.ru/articles/310804/

Для учащихся:

  1. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009.
  2. Добровольская И.Л. технология успеха. 1001 совет школьнику./ И.Л. Добровольский.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008.
  4. Микляева А. “Я – подросток. Встречи с самим собой”, ч.1-3. – СПб.: Речь, 2003.
  5. Микляева А. “Я – подросток. Я среди других людей”, ч.3. – СПб.: Речь, 2003.