Этнографический эрудиотрек "Земля донская, земля родная!"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели:

  • Изучение истории казачества.
  • Формирование патриотизма и любви к родному краю.
  • Приобщение к народному творчеству Дона.
  • Развитие творческих способностей школьников.
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию родного края.

Оборудование:

Участники: учащиеся 7 классов – 2 команды по 7 человек.

Жюри: старшеклассники школы.

…Эх ты, степь моя, Дикое Поле,
Голытьба, курени и простор…
Эх ты, волюшка, вольная воля, –
Ни лесов, ни стесняющих гор…

Н.А.Келин.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Уважаемые гости! Дорогие ребята! Вы все, конечно, любите путешествовать. И сегодня мы отправляемся в необычное путешествие – путешествие по Дикому Полю.

Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны…
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое поле
Киммерийская темная степь.

Вся могильниками покрыта –
Без имян, без конца, без числа…
Вся копытами, копьями взрыта,
Костью сеяна, кровью полита
Да ковылью седой поросла…
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь.

Ведущий 2. С незапамятных времен и по сегодняшний день у каждого из нас под ногами лежит земля Дикого Поля (как называли в 10 веке донские степи) – это Подонье, Приазовье, южная часть центральной России – Земля донских казаков, Область Войска Донского. Так о Диком поле говорят историки (показ по карте – на интерактивной доске).

Ведущий 1. Ростовская область, день образования которой отмечается 13 сентября, – часть российской земли, Дикое поле. Здесь сформировалось донское казачество. В нем отчаянная лихость и неукротимость, святая вера и верность родной земле, готовность послужить ей в любой час. И казаки всегда верно служили Отечеству на полях сражений, преумножая славу русской армии. Ермак Тимофеевич, Матвей Иванович Платов, Яков Петрович Бакланов – эти и еще многие другие имена золотом вписаны в историю Дона и Отечества.

Песня «Россия».

Ведущий 2. А что для каждого из нас означает Дикое Поле?

Ученик. Бескрайние, необозримые степи, волны седого ковыля под знойным ветром, древние задумчивые курганы и Дон, спокойный, неторопливый. Будто никогда не стучали здесь копыта коней разбойничьих монголо-татарских орд, будто Дикое Поле не было полем набегов и схваток кочевников.

Ученик. На безбрежные просторы Дикого поля природные богатства края манили смелых и решительных русских людей, мечтавших избавиться от крепостного гнета и найти здесь, на тихом Дону, свободную и независимую жизнь, отыскать вольную волюшку.

Ученик. Придя на Дон, смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей. Их стали называть казаками. Слово «казак» означает вольный.

Песня «Казаки гуляют».

Ученик. Вооруженные отряды казаков – станицы выбирали себе атаманов и ставили свои станы, служившие им убежищем, в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом. Зимой жили в больших землянках, а летом в шалашах, человек по 20 жили вместе. Курень – очень распространенное название большого дома для группы казаков.

Ученик. К середине 16 века у казаков появились постоянные поселения, которые они называли городками. Одни городки огораживали деревянным тыном в 2 ряда, другие плетнем из краснотала. Вокруг некоторых городков насыпали земляной вал.

Ученик. Первое упоминание о казачьих городках относится к 1549 году. Названия многих старинных казачьих городков сохранились до наших дней. Это Каргалы, Вешки, Раздоры, Черкасск, Урюпин.

Ученик. Суровые условия жизни, огромные, открытые всем ветрам степи, закалили казаков, сделали их сильными и храбрыми.

Ученик. Славен Дон своими героями. Из донских казаков вышли бесстрашный Ермак Тимофеевич, расширивший владения Русского государства своими походами в Сибирь, непокорный бунтарь Кондратий Булавин, грозный Емельян Пугачев. Казачьей конницей восхищались великие полководцы Суворов и Кутузов. С большой благодарностью вспоминаем мы атамана Матвея Ивановича Платова, защищавшего Россию в Отечественную войну 1812 года. Донцы завоевали славу лучших, блистательных войск, неизменно первыми вступали в покоренные и освобожденные европейские столицы: Париж, Берлин, Вену, Варшаву. А столицей Области Войска Донского был Черкасск, а с 1805 года – Новочеркасск.

Ведущий 1. К настоящему времени много сделано для возрождения донского казачества. В ноябре 1990 года в Ростове-на-Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона. Первым атаманом донского Союза казаков был избран М.М. Шолохов. В нашем городе создано казачье общество.

Песня «Православный Дон»

Учитель. А сейчас, ребята, проведем этнографический эрудиотрек. Принимать участие будут 2 команды. (Представление команд, объяснение условий соревнования).
Начнет соревнование команда, которая быстрее отгадает загадку: «Летит птица крылатая, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет». (Стрела).
В конкурсе принимают участие 2 команды по 8 человек. На игровом поле размещены 16 значков, в которых зашифрованы задания. Используя гиперссылки, можно открыть любое из них. Участники, поочередно выходя к интерактивной доске, выбирают на заставке номер задания, оглашают вопрос. Команда обдумывает в течение 30 сек. и дает ответ. Преимуществом обладает та команда, в которой каждый игрок дает верный ответ.

Итог подводит жюри. Награждается команда – победитель и лучший знаток родного края.

Конкурсная программа

1. Расставить по ранжиру чины и звания казаков.

2. О каком атамане эти слова? Учитель читает утверждение, ученик указывает номер портрета с фамилией атамана.

  • Непокорный бунтарь, возглавивший восстание казаков.
  • Атаман, расширивший владения Русского государства своими походами в Сибирь.
  • Атаман современного Войска Донского.
  • Войсковой атаман, генерал от кавалерии, граф, герой Отечественной войны 1812 года.

3. «Узнай памятник». Установить соответствие памятника и города, в котором он находится.

4. «Казачьи столицы». Расположить названия столиц в хронологическом порядке (по времени их образования).

5. «Знайка». Известно, что наша область с 1937 года именуется Ростовской. А знаете ли вы, какие народы проживали на территории нашей области? Назовите их.

6. «Найди лишнее животное». Из предложенных загадок выбрать ту, которая указывает на животное, не обитающее в донских степях.

7. Откуда пошло название «Донской казак»? На интерактивной доске подписать верные ответы.

8. «Юный эколог». Назвать лекарственные растения Ростовской области.

9. «Юная казачка». На интерактивной доске установить соответствие картинки и подписи к ней.

10.«Юный казак». На интерактивной доске установить соответствие картинки и подписи к ней.

11.«Пословицы, поговорки». Назвать правильно окончание пословицы или поговорки. Как вариант – предложить карточку с набором окончаний пословиц.

  • Казачьему роду нет переводу.
  • Казак без коня,что солдат без ружья.
  • Казак лихо скачет и в беде не плачет.
  • Казак в пути не скучает, песни напевает.
  • Гриб хорош белый, а казак умелый.
  • Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.
  • Казачья смелость порушит любую крепость
  • Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдет.

12. Выбрать верный ответ. Учитель читает утверждение, ученик указывает правильный ответ.

  • Символ военной власти, которой наделялся атаман.
  • Символ казачьей независимости и национальной обособленности.
  • Символ войскового объединения.
  • Символ старости и мудрости.

13.«Я люблю свой город». На интерактивной доске установить соответствие и подписать верные ответы. (Материал для интерактивной доски спрашивайте у автора статьи – прим. ред.)

14. «Казачьи праздники». Назвать казачьи праздники и рассказать о ближайшем празднике.

15. Как называлась территория Ростовской области?

16. «Словесное состязание». Объяснить значение старинных казачьих слов:

Батя – отец
Нехай – пусть
Хворать – болеть
Гутарить – говорить
Кочет – петух
Кавун – арбуз
Чувяки – тапочки
Занавеска – фартук
Бедовая – бойкая, смелая
Курень – дом, изба
Вечерять – ужинать
Буханка – булка
Цибарка – ведро
Шмат – кусок
Квелый – слабый
Дюже – очень, сильно
Баз – сарай
Ошкарябать – поцарапать

Подведение итогов конкурса.