Интегрированный урок (математика + астрономия) по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика, Астрономия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Учитель физики: (Слайд 1)

В средствах массовой информации в последние годы много говорится о готовящемся полете человека на Марс. Мы сегодня тоже совершим полет на Марс, в этом нам поможет математика.

Тема урока: Сложение и вычитание положительных и отрицательных  чисел. (Слайд 2)

Эпиграфы:

Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех. (Рене Декарт)

Полет – это математика! (В. Чкалов) (Слайд 3) 

Цели урока:(Слайд 4)

  • Ввести занимательный и познавательный элемент в процесс повторения пройденного материала.
  • Закрепление межпредметных связей.
  • Воспитание навыков работы в группе.

ХОД УРОКА

Учитель математики

I. Вызов интереса

– Сегодня наш отряд юных астронавтов отправляется в космическое путешествие. Отряд состоит из 5 экипажей.
Побеждает тот экипаж, у которого будет больше звёздочек. Каждый экипаж имеет возможность заработать дополнительную звёздочку за получение новых сведений во время полёта.

Девиз урока:

Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать
Измерить и исчислить.

II. Осмысление

– Чтобы правильно выбрать маршрут полёта, каждый член экипажа должен знать основные правила и законы сложения. (Слайд 5)

Каждый экипаж вытягивает по одному вопросу:

– Как сложить два отрицательных числа?
– Как сложить числа с разными знаками?
– Чему равна сумма двух противоположных чисел?
– Переместительный закон сложения.
– Сочетательный закон сложения

За правильный ответ экипажи получают по одной звёздочке. Взаимопомощь в экипаже разрешается.

III. Погружение

– Определяем маршрут полёта. Каждый экипаж получает карточки-задания и ключ к расшифровке маршрута. (Слайд 6)

Командиры экипажей на листочках показывают маршрут  полёта.  На слайде 7 карта полёта.

Луна ––> Деймос ––> Фобос ––> Марс

Учитель физики: (Слайд 8) Кто впервые сказал эти слова при старте корабля? (Гагарин)
(Слайд 10) Что за углубления видны на поверхности Луны?  (Кратеры)
– Откуда они появляются? (Падение метеоритов)
– Почему?  (На Луне нет атмосферы)
– Чей след виден на снимке? (Американских астронавтов)
– Назовите их фамилии и дату высадки. (Командир — Нил Армстронг. Пилот командного модуля — Майкл Коллинз. Пилот лунного модуля — Эдвин E. Олдрин.)
Всего экспедиций на Луну было шесть.(Слайд 12)

Учитель математики:

3 задание (на карточках и слайде 13).

Замечание: К - Кельвин единица измерения температуры.
Температура поверхности Луны изменяется от Т1 = 120К до Т2 = 407К. Определите температуру поверхности Луны в лунный день и в лунную ночь, если температура вычисляется по формуле t = t + (– 273,5)

Решение:

t = 120 + (– 273,15) = – (273,15 – 120) = – 153, 15
t = 407 + (– 273,15) = 407 – 273,15 = 133,85

Ответ:

В лунную ночь температура – 153,15К
В лунный день температура +133, 85К

Учитель физики: Прежде чем отправиться дальше, проведем физкультминутку. Ведь космонавты дружат со спортом.
Мы летим на меньший по размерам спутник Марса – Деймос. Он был открыт американским астрономом Асафом Холлом 10 августа 1877 г. и назван им в честь древнегреческого бога Деймоса. (Слайд 14)

Учитель математики:

4 задание (на карточках и слайде 15)

a) Решите уравнение. Корень уравнения определяет радиус Деймоса в километрах.

2x – 175 = – 145

Решение:

2х = – 145 + 175
2х = 30
х = 30 : 2
х = 15

Ответ: 15 км.

б) Вычислите значение выражения простым способом
– 483 + 48 + (– 117) + 552 + (– 117)
– 600 – Ж, 600 – У, 0 – А, – 177 – С

Решение:

1) 48 + 552 = 600                                   У
2) – 483 + (– 117) = – 600.                     Ж
3) 600 – 600 = 0                                      А
4) 0 + (– 177) = – 177                             С

Если перевести с греческого языка название спутника Деймос, получается «Ужас».

Учитель физики: Теперь наш путь лежит к Фобосу. Фобос – больший по размерам спутник Марса. Был открыт американским астрономом Асафом Холлом  12 августа  1877 года.
Слайд 16 Почему форма Фобоса и Деймоса такая неправильная?   (Они осколочного происхождения)

Учитель математики:

5 задание  (на карточках и слайде 17)

а) Решите уравнение, где корень уравнения показывает размер Фобоса в километрах.

– 14 + 2х = 40

Решение:

2х = 40 + 14
2х = 54
х = 54 : 2
х = 27

Ответ: 27 км.

б) Вычислите наиболее удобным способом

0,54 + (– 0,74) + 28 + 0,46 + (– 2,06) + 100
1 – С;  – 2,8 – Т;  12 – А;  0 – Р;  1 – А;  101 – Х;

Решение:

1. 0,54 + 0,46 = 1                 С
2. – 0,74 + (– 2,06) = – 2,8   Т
3. – 2,8 + 2,8 = 0                  Р
4. 1 + 0 = 1                           А
5. 1 + 100 = 101                   Х

Фобос в переводе с греческого означает «Страх».

Учитель физики: Сравним физические характеристики Фобоса и Деймоса. (Слайд 18) А теперь летим на Марс. (Слайд 19) Марс – планета Солнечной системы, четвёртая по счёту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за 2 года, а вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля. По своим физическим характеристикам Марс очень похож на Землю. Там есть вода в виде полярных шапок и вечной мерзлоты. Гравитация примерно в два раза слабее, чем на Земле. Поэтому, если бы людям пришлось искать планету, на которую можно было бы переселиться, то лучше всего подошел бы Марс.
Марсиане приготовили нам кроссворд.

6 задание   (Слайд 20)

Вместо звездочек записать результат сложения двух чисел.

+ – 118 – 112 – 114 – 114 – 111        
120 * * а в г у с т а
114 * * * * г о д а
170 * м л н. к м

Ответ: 28 августа 2003 года. 56 млн. км.  Ближайшее по времени великое противостояние Марса.   (Слайд 22)

Великие противостояния Марса – эпохи наиболее тесного сближения Земли и Марса, предоставляющие астрономам возможность детально исследовать эту планету с помощью телескопов. Великие противостояния наступают регулярно, с промежутком в 15 или 17 лет и в последние столетия неизменно приносят ученым ценные открытия в изучении природы Марса – планеты, более других похожей на Землю по условиям, необходимым для жизни.

Возвращаться нам пора.
По местам, мои друзья.
Из полёта возвратились,
Мы на Землю приземлились.

IV. Рефлексия

За  5 минут до конца урока подводятся итоги.
Определяется лучший экипаж по количеству звёздочек.
Ученики делают вывод, что математика помогает познавать окружающий мир.

Дополнительные задания.

1. Если правильно вычислите, получите расстояние от Земли до Луны в километрах.

 

Ответ: 384400 км.

2. Решив уравнение, вы получите средний радиус Луны в километрах.

(5 – у) – 7 = – 1740
5 – у = – 1740 + 7
5 – у = – 1733
у = 5 – (– 1733)
у = 1738

Ответ: 1738 км

3. Определите, во сколько раз средний радиус Земли больше радиуса Луны, если радиус Земли равен 6400 км.

Решение: 6400 : 1738 = 3,6 (раза)

Ответ: округлите до десятых

4. Наиболее высокая температура поверхности Марса 290 К в подсолнечной точке, наиболее низкая в полярных районах – 150 К. Определите температуру в градусах, если

 t = t + (– 273,15)

(К – кельвин, единица измерения температуры)

Решение:

t = 290 + (– 273,15) = 16,85
t = – 150 + (– 273,15) = – 423,15

5. Упростите выражение и найдите его значение. Правильный ответ – это средний радиус Марса в километрах.

– 8 – 2у – 22 + у, если у = – 3427

Решение:

– 8 – 2у – 22 + у = – 30 – у
Если у = – 3427
то: – 30 – (– 3427) = – 30 + 3427 = 3397

Ответ: 3397 км