Олимпиадные задания по окружающему миру "Экологический светофорик" для учащихся 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Сохраним природу нашу,
Нет её на свете краше.
Птице нужен ветерок,
Яркой бабочке – цветок,
Рыбе – море, зверю – лес,
Полный сказок и чудес.
Речке – звонкий ручеёк,
Лесу – лёгкий холодок,
Небу – дождь и облака,
Степь, и горы, и луга…
Сохраним природу нашу,
Нет её милей и краше!

Олимпиадные задания по окружающему миру предлагаются для учеников 4 классов.

Они также могут быть использованы для организации индивидуальной и групповой работы в классе. Если задания предполагают индивидуальную работу, каждый ученик получает лист с напечатанным текстом заданий. Учителю необходимо пояснить правильность оформления ответов. На выполнение заданий отводится 60 минут.

Предлагаемые материалы позволяют учащимся проявить свою самостоятельность, индивидуальность, находчивость, показать свой уровень информационной компетентности.

Все задания объединены одной темой – “Экологический светофорик” и связаны со знаниями по окружающему миру и экологии.

Содержательно они делятся на 3 блока:

  1. Красный цвет – “Красная книга”.
  2. Жёлтый цвет – “Явления природы”.
  3. Зелёный цвет – “Растения”.

В каждом блоке задания подразделяются на 3 уровня:

1. Задания, оцениваемые в 1 балл – лёгкие.

2. Задания, оцениваемые в 2 балла – средней сложности.

3. Задания, оцениваемые в 3 балла – повышенной сложности.

Материалы включают следующие виды заданий: Тесты – задания с выбором ответа, со свободным ответом, задания на завершение высказывания, ребусы, экологические задачи… .

Инструкция для учащихся

Уважаемые ребята!

Вы являетесь участниками олимпиады “Экологический светофорик”, на которой вы сможете показать свои знания по окружающему миру и экологии, проявите свою самостоятельность, индивидуальность, находчивость и смекалку.

Все задания делятся на 3 блока – по цветам светофора:

  1. Красный цвет – задания, связанные с “Красной книгой”.
  2. Жёлтый цвет – задания, связанные с явлениями природы.
  3. Зелёный цвет – задания по теме “Растения”.

В каждом блоке задания подразделяются на 3 уровня:

1. Задания, оцениваемые в 1 балл – лёгкие.

2. Задания, оцениваемые в 2 балла – средней сложности.

3. Задания, оцениваемые в 3 балла – повышенной сложности.

Внимательно читайте задания, выбирайте правильный ответ, продолжайте высказывания, расшифровывайте ребусы, решайте экологические задачи…

На выполнение заданий вам даётся 60 минут.

Желаем вам удачи!

Красный цвет – “красная книга”

Красный цвет – внимание!
Выполни задания!
На вопросы отвечай –
Книгу Красную узнай!

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

“Красная книга” - это ________________

Выбери правильный ответ:

1. Кого на свете больше всех?

А. Животных; Б. Растений; В. Насекомых.

2. Какая птица может спать во время полёта?

А. Аист; Б. Журавль; В. Синица.

3. Зверь, умелый строитель плотин на реке?

А. Суслик; Б. Норка; В. Бобр.

4. В развитии какого представителя живого мира нет стадии куколки?

А. Майского жука; Б. Пчелы; В. Кузнечика.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Небольшая птичка. На голове у неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Спинка серенькая, крылышки и хвост коричневые, а брюшко белое. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что она испугалась чего – то. Кто это? _______________

Реши экологическую задачу.

Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? _______________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее.

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Браконьерство Обмеление рек
Выброс выхлопных газов автомобилями Исчезновение видов животных
Заготовка древесины Загрязнение воздуха
Вырубка леса по берегам рек Уменьшение количества лесов на земле

Реши задачу:

Лесник на расстоянии 100 метров увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25с, чтобы выстрелить? ___________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны.

Жёлтый цвет – “явления природы”

Жёлтый цвет нам очень нужен,
С солнышком он очень дружен.
Явления природы нужно знать
Нам обязательно на “5”.

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

Водопад - это_________________________

Выбери правильный ответ:

1. Какие облака приносят дождь?

А. Слоистые; Б. Кучевые; В. Перистые.

2. Водоём созданный человеком

А. Озеро; Б. Река; В. Пруд.

3. Как называются сосульки, свешивающиеся с потолка пещер?

А. Сталактиты; Б. Cталагмиты; В. Карнизы.

4. В каких горах вырос “Каменный цветок” П.П.Бажова?

А. Альпы; Б. Уральские горы; В. Кавказские горы.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Это явление природы, похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется. То на траве обязательно будет роса. Что это? ________________________________

Реши экологическую задачу:

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса? (24 человека). _____________________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее:

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Половодье Лесные пожары
Посадка деревьев по краям оврагов Гибель деревьев
Засуха Защита почвы от разрушения
Ураган Обильный рост травы

Реши задачу:

Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

_____________________________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Снег повалил хлопьями. В лесу стало светло. С севера прилетели зимние гости. Это снегири, воробьи, синицы.

У белки запасы еды в норе. Медведь спит в берлоге.

В старой шубке заяц. Красивый наряд у плутовки – лисы. Лягушки зарылись в снег. Только злой и голодный волк бродит по лесной опушке.

Зелёный цвет – “растения”

Цвет зелёный не забудь!
Знатоком растений будь!
Выполняй задания –
Прояви старание!

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

Экология – это _________________

Выбери правильный ответ:

1. Кустарник от сорока болезней:

А. Щиповник; Б. Калина; В. Боярышник.

2..Лист какого дерева считается символом славы, доблести?

А. Дуба; Б. Лавра; В. Кедра.

3. Какое растение относится к цветковым?

А. Сосна; Б. Туя; В. Шиповник.

4. Самое сладкое дерево нашего города?

А. Берёза; Б. Липа; В. Тополь.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовит. Что это за растение? _________________

Реши экологическую задачу:

Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько килограммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день - 12 часов?

____________________________________________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее:

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Выловили всех раков Вода в водоёме стала мутной
Выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков) В водоёме стало много больных рыб
Зимой рыбаки наделали дырок во льду Начинается образование болот
Всё озеро заросло камышами, водорослями В воду поступает кислород для дыхания рыб

Реши задачу:

За один год с гектара леса падает на землю 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько тонн упадёт на землю в лесу за 18 месяцев?

_______________________________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуница и клевер.

Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки.

Инструкция для учителей. (Приложение)