Национально-региональный компонент с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Творческий проект “Литературно-музыкальная композиция “Шыр кывтö катö” реализуется в рамках городского конкурса чтецов “Коми кыв ме тöда” в год коми языка.

“Литературно-музыкальная композиция “Шыр кывтö катö” построена по мотивам коми народной сказки “Шыр кывтö катö” (“Мышка плывет, качается”), стихотворения “Шырпи” (“Мышонок”) автор В.Лодыгин, коми народная мелодия, в обработке П.И. Чисталева.

Этапы работы над проектом

1 этап – проблемно-целевой

Проблема: выявление у детей знаний об устном народном творчестве народа коми, понимании смысла произведений.

Цели.

  1. Ознакомление детей с коми народными сказками, стихами детских коми поэтов.
  2. Формирование патриотического отношения к творческому процессу.
  3. Подготовить детей к выступлению.

Задачи.

1. Расширять представления детей об устном народном творчестве народа Коми.

2. Научить детей произносить слова текста на коми языке без акцента.

3. Научить детей передавать мимикой, эмоциями характер героев, понимая смысл произнесенных слов, фраз.

4. Приобщать детей к различным видам творческой деятельности: театральной, музыкальной, декламация стихов.

5. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе подготовки.

6. Развивать у детей эмоциональную сферу, чувство сопричастности к происходящему.

7. Создать условия для исполнения композиции: подготовка костюмов, атрибутов, декораций, музыкального и текстового материала.

2 этап – организационный

План действий

Ответственные

Отбор материала для составления сценария литературно-музыкальной композиции Остапова Н.В. - воспитатель
Грегер Т. Г. – музыкальный руководитель
Подготовка декораций Старцева С.В. – руководитель театральной деятельности
Подготовка костюмов Старцева С.В. - руководитель театральной деятельности
Остапова Н.В. - воспитатель
Составление сценария литературно-музыкальной композиции Остапова Н.В. - воспитатель
Старцева С.В. - руководитель театральной деятельности
Подготовка музыкального материала Грегер Т. Г. – музыкальный руководитель

3 этап – деятельностный

Знакомство с коми народными сказками, стихами детских коми поэтов Остапова Н.В. – воспитатель
Чтение сказки “Шыр кывтö катö”, стих. “Шырпи”, перевод на русский язык Остапова Н.В. – воспитатель
Заучивание наизусть стих., перевод на русский язык Остапова Н.В. - воспитатель
Знакомство со сценарием, где драматическая концовка сказки изменена, звери не тонут, а плывут дальше Остапова Н.В. – воспитатель
Старцева С.В. - руководитель театральной деятельности, дети подготовительной к школе группы
Распределение ролей Остапова Н.В. – воспитатель
Старцева С.В. - руководитель театральной деятельности
Совместная творческо-практическая деятельность:

Репетиционные занятия:

1. Работа над частями композиции:

- проговаривание слов на коми языке

- декламация стихотворения

- театрализованные действия

- пение куплетов песни

2. Репетиции целой композиции

Остапова Н.В. - воспитатель
Старцева С.В. - руководитель театральной деятельности
Грегер Т. Г. – музыкальный руководитель

4 этап – презентационный

Выступление детей на городском фестивале с литературно-музыкальной композицией “Шыр кывтö катö”. Показ коми сказки детьми подготовительной к школе группы на сцене театральной студии МАДОУ для малышей.

Сценарий литературно-музыкальной композиции
“Шыр кывтö – катö”

1. Коми народная песня “Шыр кывтö катö” обработка П.И.Чисталёва.

2. Стихотворение “Шырпи” (“Мышонок”) В. Лодыгина.

Исполнители: Дети подготовительной группы № 5 МАДОУ “ЦРР – д/сад № 116” г.Сыктывкара.

В ролях:

Внучка - Змеева Олеся

Мышка – Вишерская Анисия

Лиса - Ковалёва София

Заяц - Кузнецовский Артур

Медведь – Киселёв Миша

Девочки, исполняющие коми песню:

Змеева Олеся

Круглицкая Виоллета

Лисовая Ксюша

Апраксина Алиса

Родович Наташа

Шулыпа Елена

Воспитатель группы № 5 – Остапова Н.В.

Составитель: Остапова Н.В. - воспитатель высшей квалификационной категории.

Над постановкой работали:

Остапова Н.В. – воспитатель

Грегер Т.Г. – музыкальный руководитель

Старцева С.В. – руководитель театра

Атрибуты: Декорации - река, лодочка с веслом, деревья.

Костюмы: Мышка, лиса, медведь, заяц, платья “Рябинка”.

Ход драматизации

Внучка:

Пöчö, кöсъян, мэ тэныд кывбур висьтала шырпи йылысь?
(Бабушка, хочешь я тебе стихотворение про мышонка расскажу?)

Бабушка:

Кöсъя! Висьтав!
(Хочу! Расскажи!)

Внучка: Читает стихотворение В. Лодыгина “Шырпи” (“Мышонок”)

“Шырпи тöдö ассьыс удж Кодöс сейö сiйö нэм
(Мышонок знает свою работу) (которые ест он всю жизнь)
Йирö ящик – гудж, гудж, гудж Кылiс кысук: гудж, гудж, гудж
(Грызёт ящик - звуки) (Услышала кошка)
Сэнi чöскыд преник эм ciйö тöдö ассьыс удж
(Там вкусные пряники есть) Она тоже знает свою работу)

Бабушка:

Кутшöм бур кывбурыс, молодеч!
Какое хорошее стихотворение, молодец!)
А кöсъян, мэ тэныд шырпи йылысь сьыланкыв сьыла?
(А хочешь я тебе про мышку песню спою?)

Внучка:

Кöсъя!
(Хочу!)

Девочки: (поют)

Шыр кывтö-катö
(Мышка плывет-качается)
Лыа дортi чепессьö
Прилук увтi курыштчö
(веслом гребет)
Руч водзча воис:
(лиса навстречу)

Лиса:

Шырö – чойö, менö босьт!
(мышка-сестра, и меня возьми)

Мышка:

Ме тэнö ог босьт!
(я тебя не возьму)
Тэнад бöжыд кузь,
(у тебя хвост длинный)
Пыжöс вöйтан.
(лодку утопишь)
Лиса
: Ме бöж вылам пукся.
(
я на хвост сяду)

Девочки: (поют)

Шыр кывтö-катö,
Лыа дортi чепессьö
Прилук увтi курыштчö
Кöч водзча воис:
(навстречу зайчик)

Зайчик: Шыроö – чойö, менö босьт!

Мышка:

Ме тэнö ог босьт!
(Я тебя не возьму)
Тэнад пельыд, кузь,
(у тебя уши длинные)
Пыжöс вöйтан.
(лодку утопишь)

Зайчик:

Ме пельöс лапварта.
(я ушки лапками прикрою)

Девочки: (поют)

Шыр кывтö-катö,
Лыа дортi чепессьö
Прилук увтi курышчö
Ош водзча воис:
(медведь навстречу)

Медведь: Шырö – чойö, менö босьт!

Мышка:

Ме тэнö ог босьт!
Тэ зэв ыджыд
(ты очень большой)
Менö вöйтан!
(меня утопишь)

Бабушка:

Ош чеччыштас, да
(медведь прыгнул и)
Пыжыс пöрö
(лодка накренилась)

Внучка:

Ок! Вöисны?!
(Ах! Утонули?!)

Бабушка:

Эз, водзö кывтiсны!
(Нет! Дальше поплыли!)

Дети поют песню и прощаются.