Экологическое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать её следует уже в детском саду.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с  самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.

Для экологического воспитания дошкольников я использовала разные методы: экологические праздники, наблюдения, экскурсии. Также проводила занятия, различные игры на формирование гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.

Изучая различную литературу, я прочитала в оздоровительно-познавательном пособии "Малыш отражает мир" про упражнения, которые, как я думаю, помогут в доступной и непринуждённой форме приобрести знания о предметах природы. Перед тем, как начать делать упражнения с детьми, я осваивала их сама. Каждое упражнение мы с детьми выполняли не просто так, а именно к занятию, т.е. я старалась подводить детей к этим упражнениям непринуждённо. Я старалась не выполнять с детьми сложных упражнений. Ранее я не использовала такой метод для формирования у детей бережного отношения к природе. Упражнения с детьми мы начали осваивать недавно, но я вижу какое удовольствие испытывают дети при выполнении упражнений. Я думаю, что выполнение этих упражнений сблизят детей с природой, от которой современный человек всё больше отчуждается во вред себе, природе и миру в целом.

У нас в группе живёт сухопутная улитка Ахатина. Дети очень любят ухаживать за ней, смотреть на неё. Когда я проводила наблюдение за улиткой, за её поведением, за движениями, то после наблюдения мы освоили упражнение "Улитка".

После занятия "Знакомство с насекомыми" мы изучили упражнение "Комар".

Таким образом, упражнения стали одним из методов формирования экологической воспитанности дошкольников. Они помогают развивать полное, глубокое представление об окружающей природе, получить знания о повадках животных, их движениях, уметь подражать им. Также, дети через упражнения смогли показать не только повадки животных, но и рост деревьев.

Упражнение "Ель растёт"

Конечно, для развития экологических знаний дошкольников я использую и другие методы: экологические выставки, праздники, игры и игры-путешествия, чтение сказок, конкурсы детских рисунков, а также совместно с родителями, занятия по рабочим тетрадям "Мамины уроки".

Все эти методы помогают научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, воспитать любовное и заботливое отношение к природе.