Южная Америка. ГП. История открытия и исследования

Разделы: География


Цели:

- формирование у учащихся представлений о ГП материка, умение сравнивать ГП Южной Америки и Африки, знакомство учащихся с историей открытия и исследования материка и значения для человечества;

- реализация воспитательного процесса: человек-часть природы;

- развитие навыков работы с атласом, контурной картой, дополнительной литературой, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и делать выводы.

Метод: самостоятельная работа в группах.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, ТСО, дополнительная литература, учебник, атлас, контурная карта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение материков. И материк, с которым мы сегодня познакомимся - Южная Америка. Урок я хотела бы начать с видеофрагмента (обзор Южной Америки с комментариями – 2 минуты).

Географы называют Южную Америку материком природных рекордов. Именно здесь находятся: самый высокий водопад мира – Анхел (1054 м) и самый красивейший Игуасу; обитает самая тяжелая и длинная змея Анаконда (длина – 11 м, вес - до 230 кг); самые большие бабочки и самые маленькие птички-колибри. И этот перечень можно продолжать. Об этом и многом другом вы можете узнать из книг, представленных на стенде. Тот факт, что Южная Америка – материк природных рекордов доказывает и стихотворение Рождественского, которое я взяла эпиграфом к уроку:

Да осенит Вас Южный крест,
Названия почти как музыка.
Хибарки посредине мусора
Да оседит Вас Южный крест!
Стада, уставшие пастись,
Голодно-царственные гаучо.
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц.

Итак, тема урока: “Южная Америка. ГП. История открытия и исследования”. Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Задачи на доске). Для того, чтобы решить задачи, поставленные перед нами, мы разобьемся на четыре группы: “Юные географы”, “Аналитики”, “Первооткрыватели”, “Исследователи”. Каждая группа решает определенную задачу, поставленную перед ней, используя план-подсказку (приложения 1-4). На работу в группах отводится 10 минут. По истечении времени группы отчитываются о проделанной работе.

“Юные географы”:

1. Южная Америка, остров Огненная Земля, который отделен от материка Магеллановым проливом; острова Галапагос, Фолклендские острова.

2. Относительно экватора большая часть материка лежит в южном полушарии, относительно нулевого меридиана материк лежит в западном полушарии.

3. Протяженность с севера на юг по 70 зд - 66 x 111 км=7326 км.

4. Протяженность с запада на восток по 10 юш - 42x109,6=4603,2 км.

5. Крайняя северная точка мыс Гальинас 12 сш 72 зд.

Крайняя южная точка мыс Фроуард 54 юш 71 зд (островная мыс Горн 56 юш 68 зд).

Крайняя западная точка мыс Париньяс 5 юш 82 зд.

Крайняя восточная точка мыс Кабу-Бранку 7 юш 34 зд.

6. Отделена от Северной Америки Панамским каналом, от Антарктиды – проливом Дрейка. Омывается на западе – Тихим океаном, на востоке – Атлантическим океаном, на севере – Карибским морем. Береговая линия расчленена слабо – залив Ла-Плата. Течения: теплые – Бразильское, Гвианское; холодные – Фолклендское, Перуанское.

“Аналитики”:

Используя карты атласа, дайте сравнительную характеристику ГП Южной Америки и Африки:

а) Южную Америку также как и Африку пересекает экватор с той лишь разницей что Африку почти посредине, а Южную Америку – в северной части.

Из этого следует, что Южная Америка большей своей частью расположена в южном полушарии, а ее меньшая часть расположена в северном полушарии;

б) Южная Америка, так же как и Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах. Однако соотношение территорий в пределах одного и того же пояса, различное. Так, тропический пояс Африки больше, чем Южной Америки, однако южноамериканский субтропический пояс по площади преобладает над африканским, к тому же на юге Южной Америки – умеренный пояс, который в Африке отсутствует.

в) начальный меридиан пересекает Африку в западной части, следовательно она расположена в западном и восточном полушариях. В отличие от Африки, Южная Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку лежит на западе от нулевого меридиана.

г) Атлантический океан омывает (какие?) восточные берега Южной Америки и (какие?) западные берега Африки. С запада Южную Америку омывают воды Тихого океана.

д) Южная Америка ближе всего расположена к материку Северная Америка. Эти материки соединены между собой Панамским каналом. От других материков: Антарктиды – проливом Дрейка.

“Первооткрыватели”:

Дата Путешественник Открытие
1492-1493 гг. Х.Колумб Первая экспедиция -Большие Антильские острова и Сан-Сальвадор.
1493-1494 гг. Х.Колумб Вторая экспедиция - Малые Антильские и Пуэрто-Рико.
1498 г. Х.Колумб Третья экспедиция - Остров Тринидад и северное побережье Южной Америки.
1500-1502 гг. А.Веспуччи Восточные берега Южной Америки, “Новый Свет”
1520 г. Ф.Магеллан Атлантическое побережье, Огненная Земля, Магелланов пролив

“Исследователи”:

Дата Исследователь Результаты исследования
1799-1804 гг. А.Гумбольт Ориноко, Льянос, Анды
1826-1828 гг. Г.Лангсдорф Природа и коренное население Бразильского плоскогорья
1923-1933 гг. Н.Вавилов Выделил два очага культурных растений – Центрально-Американский и Андинский.

Значение истории открытия и исследования

а) Открытие новых, неизвестных земель - “Нового Света”;

б) Колонизация земель Испанией и Португалией, которая привела к исчезновению цивилизации индейцев, разграблению индейских народов и обращение их в рабство.

в) Открытие культурных растений, которые сегодня выращивают во многих странах мира: кукуруза, картофель, арахис, тыква, томаты, фасоль, табак.

3. Закрепление.

Тест. Ответив правильно на вопросы теста, по первым буквам названий вы узнаете пролив, названный в честь путешественника, который его открыл.

    1. Общее название крайних точек (Мыс)
    2. Самая тяжелая и длинная змея. (Анаконда)
    3. Крайняя северная точка материка. (Гальинас)
    4. Дополните высказывание Н.М. Пржевальского: “А … жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”. (Еще)
    5. Залив Южной Америки. (Ла-Плата)
    6. Высокотравные саванны равнин бассейна реки Ориноко, которые исследовал Г.Лангсдорф. (Льянос)
    7. Материк, который отделен от Южной Америки проливом Дрейка. (Антарктида)
    8. Название, которое дал открытым землям А. Веспуччи. (Новый Свет)
    9. Остров на юге материка. (Огненная Земля)
    10. Русский ботаник, открывший очаги культурных растений. (Вавилов)

Ключ:

М А Г Е Л Л А Н О В

4. Домашнее задание: параграф 40, приготовить сообщения о путешественниках и исследователях (по желанию).