"Экскурсия в мини-музей матрешки". Конспект открытого занятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

Воспитатель разучивает с детьми танец "Мы - матрешки". Дети старшей группы разучивают стихотворения о матрешке.

Цели:

Образовательная:

  • Познакомить детей с русской игрушкой Матрешка.
  • Сенсорное развитие ребенка (понятие больше - меньше).
  • Знакомство с особенностями народного творчества.
  • Художественно-эстетическое воспитание.

Воспитательная:

  • Воспитать чувство любви к деревянной игрушке.
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков.
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание толерантности.
  • Общение с детьми старшей группы.

Программное содержание:

  • Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста.
  • Общение с детьми старшего возраста.
  • Развитие речи дошкольников.
  • Знакомство с культурой и обычаями родного народа

Материалы и оборудование:

  • Разноцветные платочки и юбочки для детишек (костюмы матрешек).
  • Куклы Матрешки для игрового занятия с детьми (внутри каждой матрешки две сестрички).
  • Матрешка большая для воспитателя.
  • Ленточки разных цветов на колечках (d=4-5 см) - в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20-25 см, ширина - 3-4 см);
  • Музыкальное сопровождение: музыка "Русские матрешки", песня "русские матрешки".

Ход занятия

В группе звучит веселая музыка "Русские матрешки". Дети старшей группы входят в помещение группы. Младшие дети встречают ребят сидя на стульчиках. На головах у малышей яркие платочки, у девочек - юбочки. В занятии участвуют два воспитателя. Они поочередно проводят экскурсию.

1. Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в нашей группе. Правду сказать, мы очень готовились к вашему приходу. Ведь в нашей группе открылся мини-музей. И мы рады познакомить вас с его экспонатами.

Чтобы познакомиться с нашим музеем, давайте отгадаем загадку:

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель: Правильно матрешка. И наш новый музей называется "Матрешки". У нас не одна куколка. Их много. Всем хватит поиграть. Присаживайтесь на стульчики и смотрите.

Дети рассаживаются на стульчики.

Наши малыши очень ждали вас. Они приготовили для вас танец матрешек. Посмотрите его.

Под веселую песенку "Русские матрешки" исполняется танец-хоровод "Русские матрешки".

1. Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем: Мы будем загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать, и будете называть правильные ответы.

2. Воспитатель:

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Внучка с дочкой, посмотри -
Все у бабушки внутри!

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки отгадывать вы умеете! А теперь мы посмотрим, как вы играть умеете. Смотрите, дети, к вам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла ее к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.

Тихо-тихо, еле-еле завертелись карусели,

Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.

А потом, а потом все бегом, все бегом.

Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.

Тише, дети, тише, тише - За матрешкой не спешите, Карусель остановите.

Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.

2. Воспитатель: Ребята! Вы очень хорошо играли. А теперь отдохните на стульчиках. Но мы знаем, что вы умеете стихи читать. И знаете много стихотворений о матрешке! Давайте послушаем эти стихотворения.

Воспитатели групп заранее договаривается, и дети приходят подготовленными к чтению стихотворений. Дети по очереди выходят в круг и читают стихотворения.

Я Матрёшечка - краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.

Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!

У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!

Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем - топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!

Я весёлая матрёшка,
Потанцую я немножко,
А потом для всех спою,
Песню лучшую мою!

У красавицы матрёшки,
Звонкий голосок,
Ловко пляшущие ножки,
В волосах цветок!
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.

1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам очень понравилось, что вы так много стихов про матрешку знаете. И малышам нашей группы было очень интересно. Но, наверное, вы хотите посмотреть наш музей и поиграть в матрешки, которые живут в нашем музее. Мы приглашаем вас и малышей за столы. Вы с нашими ребятками поиграете вместе в эту веселую русскую игрушку.

Дети вместе садятся за столы, воспитатель выносит на подносе матрешек для игры. Дети весело играют вместе в матрешек. Звучит музыка "Русская матрешка". Воспитатели подходят к детям, и помогают в игре, если это необходимо.

2 .Воспитатель: Ребята, понравились вам наши матрешки? Вот какие они у нас красавицы. Эту удивительную русскую игрушку сделали в Москве токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Было это давно. А теперь наши матрешки разошлись по всему свету в своих красивых нарядах.

1. Воспитатель:

Берет в руки не расписанную болванку матрешки.

Только вот беда: одна матрешка у нас не имеет расписного сарафанчика. Вы бы не смогли ей помочь? Мы дадим вам раскраски, и вы в группе на занятии разрисуете сарафанчики вашим матрешкам. А мы потом посмотрим ваши работы. Какие красивые сарафанчики вы подарите куколкам.

2. Воспитатель:

На этом наше занятие закончено. Вы, наверное, немного устали. Приходите к нам еще. Мы будем очень рады видеть вас в нашей группе. До свидания, ребята.

Дети выходят под веселую музыку "Русские матрешки".

Занятие окончено.