Литературно-музыкальный вечер, посвященный дню памяти А.С. Пушкина

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


10 февраля 2011 г. - День памяти А. С. Пушкина. 175 лет со дня смерти (1799- 1837).

Музыкальное оформление вечера: 

  • Увертюра к опере "Руслан и Людмила" Глинка (на сл. Пушкина);
  • "Камаринская" Глинка;
  • "Я помню чудное мгновенье" Глинка (романс на сл. Пушкина);
  • "Ночной зефир" Даргомыжский (романс на сл. Пушкина);
  • "Юноша и дева" Даргомыжский (романс на сл. Пушкина);
  • "Вальс-фантазия" Глинка;
  • "Зимняя дорога" Алябьев;
  • "Мазурка" Алябьев;
  • "Мазурка" Верстовский;
  • "Вальс" Варламов;
  • "Полька-мазурка" Гурилев;
  • "Котильон" Глинка;
  • "Мазурка" Глинка;
  • "Вальс" Даргомыжский;
  • "Танец" Даргомыжский;
  • "Меланхолический вальс" Даргомыжский;
  • "Вальс" Грибоедов;
  • "Вальс" Гкништа.

Художественное оформление зала: 

  • Участники вечера одеты в стиле XVIII-го века;
  • Стенд: портрет Пушкина и инф., посвященная событиям и интересам этого времени;
  • Оформление места ведущего в стиле кафе 19 века - стол, белая скатерть, подсвечник;
  • Все сценки в стиле "немого кино" проходят под рассказ ведущего и приглушенное музыкальное сопровождение;
  • Перед сценой стоит рояль. Музыкальные произведения исполняются между действиями на сцене и рассказом ведущего;
  • Слайд-шоу с изображениями: фото старой Москвы и Питера, здание Большого театра в Петербурге; дом Энгельгарда на Невском проспекте; дворцовые комнаты, бал, танцующие пары и т.п., для фона с помощью проектора и экрана на сцене.

Действующие лица:

  • Ведущий;
  • Для участия в сценках - Пушкин, Наталья Гончарова, Дантес, Хозяин дома, распорядитель бала;
  • массовка - 6 -8 человек;
  • Участники исполняющие музыкальные произведения - 6 человек;
  • Участники, исполняющие танцевальные номера - 2 пары.

Действие на сцене: Занавес закрыт. Звучит. На сцену выходит ведущий, занимает свое место и начинает рассказ.

Ведущий: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное историческое путешествие и окунуться в атмосферу 19 века. Вы узнаете о некоторых аспектах жизни великого русского поэта А.С. Пушкина и интересах высшего общества его эпохи.

На экране начинается показ слайд-шоу фото Пушкина, старой Москвы и Санкт-Петербурга.

Ведущий: Закончив лицей поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Двадцатилетний поэт был завсегдатаем Высшего Света: 

"Люблю я бешеную младость 
И тесноту, и блеск, и радость 
И дам обдуманный наряд":

Начало XIX века было временем небывалого, страстного увлечения театром.

Быть молодым человеком "с душой благородной" - значило быть театралом! Разговоры о пьесах, актёрах, закулисных интригах, о прошлом и будущем театра занимали столько же времени, сколько и споры о политике: А о политике тогда говорили очень много. Это было время победы и поражения французской революции, время победы русских войск над Наполеоном. Это было время огромного патриотизма, эйфории победы. Люди вновь хотели окунуться в водоворот мирной жизни: с её маскарадами, балами, карнавалами, новыми театральными постановками.

Пристанище истинных ценителей искусства, истинных театралов - это места за креслами, "стоячий партер", где собиралась молодёжь:

"Театра злой законодатель, 
Непостоянный обожатель 
Очаровательных актрис, 
Почётный гражданин кулис 
Онегин полетел к театру:

Все хлопает. Онегин входит, 
Идёт меж кресел по ногам 
Двойной лорнет скосясь наводит 
На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором, 
Всё видел: лицами, убором 
Ужасно недоволен он; 
С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену 
В большом рассеянье взглянул. 
Отворотился - и зевнул, 
И молвил: "Всех пора на смену":
(Евг.Онегин. )

Действие на сцене: Звучит музыка ":.". Занавес открывается. На сцене гостиная, расставлены стулья (кресла), столик с фруктами и чайным набором). Часть гостей сидят и слушают чье-то выступление. Выступающий с книжкой в руках рассказывает свое новое стихотворение. Некоторые гости беседуют в стороне. Входит Пушкин, здоровается с присутствующими и включается в разговор:

Ведущий: Пушкин был завсегдатаем многих модных в то время гостиных, где собирался цвет тогдашней русской литературы. Но самым тёплым и гостеприимным был для него дом А.Дельвига, друга лицейских лет.

Там он читал свои стихи, слушал В.Жуковского, Вяземского, А.Мицкевича.

Там впервые познакомился с М.И.Глинкой. 

Ведущий: В отличие от большинства петербургских домов, здесь не в чести были карты. Зато процветали игры, особенно шарады, в которых обычно участвовали литературные знаменитости. Пушкин охотно посещал этот дом.

Действие на сцене: Пушкин достает свою тетрадь и все дамы собираются вокруг него:

Ведущий: Когда Пушкин доставал свою заветную тетрадь с новой песней из "Руслана и Людмилы", разговоры тотчас смолкали. Он читал, все слушали, слушали и поражались: Какие легкие стихи! Будто они родились сами собой, будто не было долгих часов труда, сомнений, раздумий. 

":Для вас, души моей царицы, 
Красавицы, для вас одних. 
Времен минувших небылицы, 
В часы досугов золотых, 
Под шепот старины болтливой, 
Рукою верной я писал; 
Примите ж вы мой труд игривый! 
Ничьих не требуя похвал, 
Счастлив уж я надеждой сладкой, 
Что дева с трепетом любви 
Посмотрит, может быть, украдкой, 
На песни грешные мои:"

Действие на сцене: Хозяин дома выходит к гостям и предлагает начать музыкальный вечер. Все аплодируют и просят выйти к роялю (кого-то). Занавес закрывается.

Ведущий: Признанным центром общественных увеселений осеннего и зимнего Петербурга был дом Энгельгарда на Невском проспекте. Здесь, в великолепном зале, вмещавшем до трёх тысяч человек, устраивались музыкальные вечера. Концерты давали каждую субботу. "Играли Моцарта, Гайдна, Бетховена - одним словом серьёзную немецкую музыку". Пушкин всегда на них бывал. Здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, среди которых был Ф. Лист. На сцене концертного зала выступали Р. Вагнер, И. Штраус

Действие на сцене: Звучит музыка ":". Занавес открывается. Действие происходит на балу. На сцене периодически танцуют 2 пары( танцы могут быть разные). Некоторые гости только входят. Распорядитель бала "объявляет" входящих и они проходят дальше к гостям. Одни начинают танцевать, другие беседуют с присутствующими гостями:Среди новоприбывших гостей появляется Пушкин:

Ведущий: Ещё более чем концертами, зал Энгельгарда был знаменит балами и маскарадами.

":Перед померкшими домами 
Вдоль сонной улицы рядами 
Двойные фонари карет 
Весёлый изливают свет 
И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом, 
Блестит великолепный дом; 
По цельным окнам тени ходят, 
Мелькают профили голов 
И дам и модных чудаков.

Вот наш герой подъехал к сеням; 
Швейцара мимо он стрелой 
Взлетел по мраморным ступеням, 
Расправил волосы рукой, 
Вошёл. Полна народу зала; 
Музыка уж греметь устала; 
Толпа мазуркой занята:"
("Евгений Онегин")

Действие на сцене: Пушкин отвлекается от разговора, достает свой блокнот и что-то задумчиво записывает:

Ведущий: Веселясь от души, поэт в тоже время подмечал все, что происходит вокруг.

Все запоминалось, откладывалось в его необыкновенной памяти, чтобы потом обрести новую жизнь в поэмах и стихах.

":Однообразный и безумный, 
Как вихорь жизни молодой, 
Кружится вальса вихорь шумный, 
Чета мелькает за четой:"

Действие на сцене: 2 пары исполняют вальс

Ведущий: Самым главным для завсегдатаев балов было умение не выделяться из толпы. Общество не прощало этого никому, как не простило в своё время А.Пушкину.

Действие на сцене: Пушкин подходит к группе девушек, они смеются: некоторые гости злобно смотрят в их сторону обсуждают их поведение:

Ведущий: На первых порах он, не без успеха, играл роль светского денди. У него были для этого все таланты: - он был живым, остроумным, умел быть приятным и любезным. 

"Во дни веселий и желаний 
Я был от балов без ума 
Верней нет места для свиданий 
И для вручения письма"

И действительно, на балах устраивались будущие свидания, балы были смотринами будущих невест.

Действие на сцене: Пушкин знакомится с Натальей Гончаровой, они разговаривают и он приглашает ее на танец:занавес закрывается.

Ведущий: В конце 1830 года в одном из домов на Тверском бульваре Пушкин впервые на балу у танцмейстера Иогиля встретил 16-летнюю красавицу Наташу Гончарову. 

"Когда я увидел ее в первый раз, - признался он - красоту ее начали замечать в обществе. Я ее полюбил. Голова у меня закружилась: я просил ее руки". 

":Все в ней гармония
Все диво
Все выше мира и страстей
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей:"

18 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой.

Действие на сцене: Звучит музыка ":". Занавес открывается. Действие происходит на балу. Все гости в сборе. Распорядитель бала объявляет новых гостей. Входит Пушкин вместе с женой. Гости здороваются с ним и начинают перешептываться:

Ведущий: Петербургские и Московские гостиные и бальные залы часто, очень часто видели его в своих стенах. Он обязан был там бывать по долгу службы, по долгу своего шутовского звания камер - юнкера, он должен был вывозить в Свет свою красавицу-жену. Но столичный Высший Свет так никогда и не смог признать его своим. И Пушкин вновь стал объектом сплетен.

Он не умел не выделяться из толпы! Он не желал скрывать свой блистательный, колкий, беспощадный ум. Своё дерзкое вольномыслие. 

" О, люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха! 
Жрецы минутного, поклонники успеха! 
Как часто мимо вас проходит человек 
Над кем ругается слепой и буйный век, 
Но чей высокий лик в грядущем поколенье 
Поэта приведёт в восторг и умиленье!"

Действие на сцене: Распорядитель бала передает Пушкину письмо. Прочитав его он подходит к Дантесу и вызывает его на дуэль. Занавес закрывается.

Ведущий: На балу Пушкин встретил своё Счастье, свою Любовь, свою будущую жену. На балу же он "подписывает" себе смертный приговор.

Январский бал 1837 года был последним в жизни поэта.

Встав на защиту чести и достоинства своей жены, он вызывает 27 января на дуэль барона Дантеса.

29 января 1837 года был последним днём в жизни Пушкина.

Ведущий:

"...Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре! .."
(Евгений Онегин)

Пророчески для самого Пушкина, казалось, прозвучали эти давно написанные им строки о гибели на дуэли Ленского.

Пушкин - не только гениальный поэт, но и великий русский мудрец. В России нет такого человека, который бы не знал Александра Сергеевича Пушкина. В детстве все любили читать его сказки. Многие современники и последующие поколения восхищались творчеством  Пушкина, его изумительным талантом, незаурядным умом,   выразительностью. Стихотворения Пушкина заставляют сердце трепетать и воспроизводить в памяти все доброе и возвышенное. Бывает так, что в минуты душевного утомления какой-нибудь отрывок из Пушкина вдруг поднимает в душе самые возвышенные чувства и переживания.

Память об этом замечательном человеке будет храниться всегда!

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
        Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
       И не оспаривай глупца.
А.С. Пушкин, 21 августа 1836 г.

Занавес открывается - все выходят на поклон.