Возможности новой системы оценивания для определения уровня сформированности УУД

Разделы: Начальная школа


Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регу­лируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи-и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Прежде всего меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

  • оценки исходного знанияребенка, того опыта, который он применил при выполнении задания или в изучения темы;
  • учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы(наблюдения. самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрацииприменения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогрессученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Это слово на слуху, о детском портфолио много говорят, спорят, ему посвящено большое количество исследований и публикаций. Каждому родителю хочется, чтобы успехи его ребенка - такого любимого, необыкновенного, самого-самого лучшего, были известны не только ему, родителю, но и всем вокруг. И. конечно, каждый учитель рад поделиться достижениями своих учеников и воспитанников.

В современном обучении портфолио учащегося используется на разных этапах. Оно помогает фиксировать результаты обучения и предъявлять их в социум. Портфолио - это форма учета индивидуальных достижений ребенка.

Как оценить успехи ученика наиболее объективно? Как правило, традиционная система оценивания очень проста: это шкала «от двойки до пятерки». Но разве такой способ оценки может передать все многообразие достижений ученика? Портфолио позволяет оценивать успешность детей не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Что можно рассказать о технологии портфолио вкратце?

Основная идея учебного портфолио - показать лучшее, на что способен учащийся. Основная задача - проследить динамику учебного прогресса ребенка. Преимущества можно перечислить следующие:

  • Преподавание, учение и оценивание объединены в одной технологии. Разделы портфолио посвящены разным этапам учебной деятельности: например, в один раздел помещаются материалы, которые ребенок планирует использовать, работая над проблемой, в другой - промежуточные результаты учебной деятельности, в раздел достижений - конечный продукт. Таким образом, можно проследить динамику учебного процесса: от зарождения идеи изучить какую-то проблему до конечного «Ура! Я научился!»
  • Портфолио позволяет проанализировать разнообразные продукты учебно—познавательной деятельности ребенка и объединить количественную и качественную оценку.

То есть, в портфолио учитывается все: от количества грамот и дипломов до показателей качества выполненных работ.

Технология портфолио поощряет не только оценку, но и самооценку учащегося, то есть если в традиционной системе оценивания «пятерку» или «двойку» ставит только учитель, то в технологии портфолио ученик может оценить самсебя. Помимо этого, здесь предусмотрена взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль самого автора портфолио. Умение оценивать себя и принимать оценку сверстников невозможно переоценить, и портфолио помогает сформировать это важное социальное умение.

  • Портфолио помогает сотрудничеству учителя и ученика. Как вместе с учителем оценить свои успехи, приложенные усилия и прогресс в обучении? Учитель превращается в сознании автора портфолио из «карающей инстанции» в помощника и старшего наставника.
  • Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования. Что это значит? Портфолио делает наглядным весть процесс обучения по выбранной проблеме, а оценке подлежит не только конечный результат, но и все промежуточные достижения.
  • Портфолио помогает участвовать и побеждать в конкурсах, олимпиадах, различных проектах и грантах. Чем раньше ребенка приучат фиксировать свои достижения, тем проще ему будет адаптироваться в конкурентном мире взрослых.

Так как мы только начинаем работать по новым стандартам, портфолио дети только завели и начинают собирать материал. Мы решили не закупать фабричные, у всего класса они одинаковые, родители отпечатали на цветной бумаге. Оформление взяли на себя родители. В них мы вкладываем не все работы, а только те, которые считают нужными вложить дети, конечно после обсуждения с учителем, родителями. Мы завели оценочные листы: один вид заполняет учитель, другие листы - дети. В них они оценивают себя сами.

Первый раздел - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе.

Раздел «Мой мир»

Первый лист раздела - это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится. На 2 листе «Моя семья» - рассказывает о своей семье, если есть фотографии, то прикладывает их. 3 лист включает в себя подраздел «Мой режим дня». 4 лист называется «Мои увлечения», в нем ребенок пишет о том, чем он любит заниматься. 5 лист - Сведения о занятости, об участиях в конкурсах, олимпиадах. 6 лист «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания 2, 3 и 4 классов.

Второй раздел Портфолио «Мои достижения» включает в себя достижения и успехи ребенка за весь период начальной школы, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов.

«Мои достижения» собирается из таблиц, графиков, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, все оценочные листы, также туда включается все грамоты, дипломы и благодарности.

Третий раздел «Работы, которыми я горжусь» в него входят все рисунки и поделки, которые больше всего понравились детям...