Эффективные групповые формы методической работы в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Методическая работа занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в управлении проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому главные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ. Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога. Используя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обеспечивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений (Л.В.Поздняк).

В практической деятельности мы организуем разнообразные формы, стараемся постоянно обогащать и повышать эффективность устоявшихся традиционных и новаторское применение новых.

Одна из форм коллективного методического творчества педагогов - деятельность микрогрупп, которые создаются на добровольной основе, зачастую по инициативе самих педагогов. В текущем учебном году прорабатывается тема: составление проекта основной образовательной программы дошкольного образования. Специалисты и воспитатели высшей категории коллективно проектировали содержательные компоненты образовательных областей и представляли обобщенные варианты в таблицах.

Традиционной стала работа "Школы педагогического опыта". Коллегиально отбирается проблема, которая прорабатывается в ходе заседаний. Результатом являются коллективно разработанные рекомендации, перспективные планы, технологические карты, конспекты и т.п. Так итогом работы по теме "Планирование в контексте ФГТ" стали рекомендации для педагогов, варианты технологических карт (на день, неделю, месяц), планы-модели образовательной деятельности; памятки (формы образовательной деятельности по каждой образовательной области).

Эффективно проходят занятия в "Школе молодого педагога", где используется многообразие методов работы с начинающими воспитателями. Актуальность выбранных тем, продуманность содержания, качественная подготовка занятий, использование активных приемов работы способствуют профессиональному росту педагогов, их адаптации (вхождение в профессию и овладение ею).

Обилие издаваемой в наши дни методической литературы и подписных педагогических журналов и газет способствовали появлению такой формы работы, как "Дни информации". На них проводим обзор и анализ новой педагогической и психологической литературы по проблемам дошкольного образования и воспитания, знакомим с передовыми опытами работы. Старший воспитатель помогает выступающему составить обоснованный план сообщения, который позволит представить, какие рекомендации получат педагоги.

Для выявления и обобщения педагогического опыта организуем педагогические чтения. Педагоги делают краткие сообщения, сопровождая их демонстрацией наработанного практического материала, который может быть представлен в виде выставки авторских пособий, фоторепортажей, слайд-презентаций. Каждый доклад обязательно обсуждается всем педагогическим коллективом.

Активно используем традиционные открытые просмотры, причем на практике сложились следующие варианты с условными названиями:

"Скорая помощь"

Это организация по заявкам педагогов открытых показов различных форм работы с дошкольниками, которые проходят адресно, т.е. на них оказывается помощь тем воспитателям, кто в ней нуждается.

"А что у вас?"

Взаимопросмотры с целью изучения и анализа состояния какого-либо вопроса, одной из образовательных областей; коллективные наблюдения за реализацией рекомендаций педсоветов, семинаров.

"Обучающие занятия".

Суть этого открытого просмотра в том, что коллеги присутствуют не как наблюдатели, а как соучастники. Для этого педагог сначала знакомит с проектом будущей образовательной деятельности (поставленные задачи, средства решения, возможности детей и т.п.). После просмотра проходит самоанализ воспитателя (что удалось реализовать, причины, эффективность:) и коллективное обсуждение.

"Эксперимент".

Педагог ставит исследовательскую задачу и предлагает способы их решения, но конечный результат еще не очевиден, в этом случае экспертное мнение коллег совершенно необходимо.

"Творческие достижения педагогов".

Демонстрируются достижения каждого педагога по итогам работы, обозначаются перспективы и формулируются проблемы, требующие решения в будущем году.

Одна из форм по передаче педагогического опыта, системы работы, авторских находок - мастер-класс. Его проводят педагоги с высшей категорией, так как важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать о том, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Обычно это проходит в форме круглого стола, на котором обсуждаются актуальные вопросы, и все участники активно высказываются. Приложение № 1

Конкурсы и фестивали - являются содержательными формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятельности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готовность к педагогическому творчеству. Приложение № 2

Коллективному выделению проблем и совместному решению задач способствуют методические мероприятия в форме защиты проекта. С целью вовлечения педагогов в совместное управленческое и социально-педагогическое проектирование и планирование провели защиту проекта "Каким я хочу видеть наш детский сад". Воспитатели и специалисты выделяли проблемы и предлагали свое видение по одному из направлений деятельности дошкольного учреждения. Защита проекта осуществлялась в присутствии коллег. Авторы продемонстрировали знание нормативно-правовых документов, задач и принципов организации воспитательно-образовательного процесса в контексте ФГТ. Коллективным результатом деятельности стало определение основных целей и стратегии учреждения на следующий период.

Описанные формы методической работы эффективны для нашего дошкольного учреждения, так как способствуют профессиональному совершенствованию педагогов:

  • 82 % педагогов имеют высшее образование,
  • 57 % педагогов - с высшей и 38 % - с первой квалификационной категорией,
  • на базе ДОУ проходят практику студенты педагогического колледжа и педагогического университета,
  • педагоги дошкольного учреждения являются активными участниками муниципальных, областных и федеральных методических мероприятий.

Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Перечисленные формы методической работы способствуют созданию "педагогически грамотной команды", предполагают активное использование возможностей каждого педагога и всего коллектива дошкольного учреждения.