Школьный музей как центр патриотического воспитания учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Есть в России неприметные с виду города, поселки, деревни, но над ними пронеслись ветры истории, оставив неизгладимый след. Таким можно назвать рабочий поселок Дорохово, который находится западнее от Москвы в 86 км. Сначала это была железнодорожная станция Шелковка, но в 1913 году была переименована в честь героя Отечественной войны 1812 году Ивана Семеновича Дорохово, чей партизанский отряд действовал неподалеку, в районе старинного русского города Верея.

Особая веха истории поселка - Великая Отечественная война. В период битвы за Москву здесь проходили ожесточенные оборонительные и наступательные бои. Дорохово часто упоминалось в сводках Информбюро.

На Дороховском направлении наступали две немецко-фашистские дивизии –отборная эсесовская “Рейх” и 7-я пехотная, поддержанные авиацией, артиллерией и танками. Им противостояли наша 50-я стрелковая дивизия и 22-я танковая бригада с небольшим количеством боевых машин. Завязались ожесточенные бои. Схватки шли за каждую улицу, за каждый дом. На помощь нашим бойцам подоспела 82-мотострелковая дивизия, прибывшая из Монголии. Поселок несколько раз переходил из рук в руки. После недельных ожесточенных боев наши войска оставили Дорохово и отошли на новые рубежи.

Перед отступлением наши саперы заложи в подвал местной средней школы мощную радиомину. В один из декабрьских вечеров 1941 года, когда по сведениям нашей разведки в здании школы разместились рота эсесовцев, с передвижной радиостанции из района Москвы был подан радиосигнал, и здание школы взлетело на воздух, похоронив под своими обломками более 100 вражеских солдат и офицеров. Этот эпизод нашел отражение в книге Овдия Горчакова “Внимание: чудо-мина!”.

Местом ожесточенных боев стало Дорохово и в период контрнаступления советских войск под Москвой. Непосредственно на этот сильно укрепленный пункт обороны гитлеровцев наступала 82-я мотострелковая дивизия генерал-майора Н.И.Орлова. Бой за поселок продолжался целый день. Под угрозой окружения гитлеровцы бежали из Дорохово, бросив большое количество боевой техники. Ожесточенные бои были запечатлены в кадрах кинохроники “Штурм Дорохова”.

И в этом героическом поселке с 1924 года работает Дороховская школа, в 1936 году получившая статус “средней школы”. В этом году наша школа отмечает свое 75-летие. Имеет свою историю, свои традиции и свой историко-краеведческий музей. Впервые наш музей был открыт в 1963 году и имел Всесоюзное значение, к сожалению, в период перестройки был практически уничтожен соседним училищем, которому было передано одно из зданий школы. Из оставшегося и собранного нового материала в мае 2005 году был открыт историко-краеведческий музей. Школьный музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и ученического коллективов школы. Музей стал тем местом, где воплощены замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Школьный музей работает на основе общешкольного проекта “Школьный музей”, который реализуется через целевые программы “Из глубины веков”, “Промышленность поселка Дорохово”, “Дорохово в огне войны”, “Летопись школы”. В музее отражены история поселка и школы, рассказано о предприятиях поселка. Собран материал о военных годах поселка и района, о герое Отечественной войны 1812 года И.С.Дорохове. Оформлен уголок быта, собрана летопись школы от самого ее основания до сегодняшнего дня. Один из стендов посвящен выпускнику школы, погибшему при спасении товарища в Чеченской войне.

Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив и совет музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, совета ветеранов, общественности. Музейная образовательная среда помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную активность учащихся, дает возможность развивать у учащихся творческие способности, развивать коммуникативность. У современных учащихся новое мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами своей страны нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя современные методы, формы и подходы для привития правил и норм общественной жизни. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В музее работает актив и совет, группа экскурсоводов, также на базе музея работает краеведческий кружок. Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, элективных курсов, проведения внеклассных мероприятий. В практике учителей истории и литературы музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки запоминающими, необычными, интересными. В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа. В результате совместной работы учителей и учеников были разработаны следующие тематики экскурсий: “И.С.Дорохов и поселок Дорохово”, “Индустрия поселка Дорохово”, “Поселок Дорохово в огне войны”, “Герои Рузской земли”, “История нашей школы”, “История детского движения”, “История и быт русского народа”. В практике работы нашего школьного музея используются не только экскурсии по музейным экспозициям, но и посещение памятных мест поселка и района. Учащиеся школы ухаживают за двумя захоронениями на территории поселка. Недавно совместно с работниками завода ООО “ LD Электорникс РУС” восстановили памятник в лесу погибшему летчику, убрали вокруг территорию леса. Знакомятся с музеями и святыми местами района, потом создают видеопрезентации о своих поездках и рассказывают о них младшим школьникам. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность у учащихся.

Огромную помощь при восстановлении музея и сборе материала для оформления стендов, проведения экскурсий, уроков мужества и выставок оказывает местный краевед, бывший выпускник школы Сивцов Анатолий Федорович. Им собран огромный материал о военных годах района, о поселке и его окрестностях, материал о стекольном заводе, о людях живущих в нашем крае. Его изданные книги “Дорохово”, “Это наша с тобой биография”, “Пути пройденные” помогают воспитывать учащихся школы, изучать с ними историю своей малой Родины, проводить исследовательскую работу. Совместно с А.Ф.Сивцовым и работниками поселковой библиотеки в музее проводится ежегодный цикл встреч и мероприятий по темам “Поселок в годы войны”, “Традиции и обряды нашего края”, “Герои и труженики нашего района”. Ребята очень любят общаться с Анатолием Федоровичем, ведь он очевидец казни Зои Космодемьянской, хоть ему и было в то время семь лет, он с большим волнением вспоминает тот день. А как проходила его учеба в нашей родной школе, как он потом пришел в нее работать учителем, и как работал журналистом в ТАСС, и как собирал всю свою жизнь краеведческий материал о поселке в разные годы и создавал книги. Своим личным примером Анатолий Федорович помогает воспитывать у детей гражданственность и патриотизм к своей малой Родине.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в поселке. Рассказывая на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу это позволяет учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны. Заставляет задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся. Мы постоянно организуем, совместные встречи с ветеранами, проводим для них праздники, приглашаем на всевозможные школьные мероприятия, помогаем им в уборке их жилья, учащиеся приносят продукты и лекарства, просто посещают их, ведь часто нужна не конкретная помощь, а душевные разговоры. Наши ветераны очень любят наш музей, гордятся им, помогают нам собирать и приносят материал для краеведческого уголка. Наши ветераны постоянные гости праздника “Смотра строя и песни” на 23 февраля. Вместе с детьми поют гимн России, переживают за выступления детей и молодых военнослужащих, награждают детей грамотами, а потом с удовольствием пьют чай с учениками и рассказывают, как учились в школе, как у них проходили уроки начальной подготовки или как они маршировали на войне. При их поддержке и помощи собран материал и оформлена папка “Ветераны войны и труда поселка”, материал позволяет проводить классные часы и уроки мужества. И хочется верить, что формирование гражданской позиции проявляется у учащихся 9 мая, когда они идут на поселковый митинг, чувствуя благодарность к погибшим героям и живым ветеранам войны, с гордостью стоят в почетном карауле у захоронения, с интересом и творчески участвуют с литературно-музыкальной композицией, несут гирлянду памяти к памятникам.

Наша школа в современных условиях стала центром воспитания подрастающего поколения в патриотическом воспитании. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего поселка и школы.

Презентация