Музейная педагогика как средство расширения образовательного пространства в процессе изучения предмета "Музыка"

Разделы: Музыка


Современный подход к образованию, при котором подлинное искусство становится основным содержанием художественно-образовательного процесса, приветствует использование на уроках подлинных образцов музыкального фольклора и духовной музыки.

Я работаю учителем музыки в школе №1268 города Москвы. Хочу рассказать о своем опыте построения уроков по изучению народной культуры, об использовании образовательной среды школьного музыкально-этнографического музея.

Школьный музыкально-этнографический музей – результат многолетней деятельности фольклорного ансамбля «Крупица», который я организовала в школе в 1994 году. В фольклорных экспедициях, поездках на конкурсы и фестивали мы с детьми начали собирать коллекцию подлинных народных костюмов (рисунок 1, 2), предметов народного быта (рисунок 3), музыкальных инструментов (рисунок 4). Накопленный материал мы вместе с детьми и родителями изучили, систематизировали, оформили по разделам и в 2011 году получили сертификат на деятельность школьного музыкально-этнографического музея.

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4

Сразу же, по мере формирования экспозиции, я старалась сделать этот музей полезным не только для участников ансамбля «Крупица», но и для всех учеников школы, активно использовала образовательный потенциал музея на уроках музыки.

Я работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Приближается светлый праздник Рождества Христова, и я на урок музыки веду учеников 1-3 классов не в привычный кабинет, а в музей. На столе стоит пузатый самовар, в углу старинная прялка, вокруг предметы народного быта, словом, мы попадаем в русскую избу. Ученики первых классов усаживаются на лавки и прямо здесь разучивают свои первые колядки. Ученики вторых и третьих классов, разделившись на подгруппы, разыгрывают сценки колядования. Звучат приветственно наши любимые: «Дева Мария», «Ой, калёда, ходя-бродя», «Коляда-колядица» и т.д. В музее есть маски для ряженых – традиционных рождественских персонажей – козы и медведя. С ними заводим народные святочные игры: «Курилка», «Вождение рождественской козы».

Песенно-игровой фольклор в начальных классах позволяет постепенно развивать координацию голоса и слуха, накапливать интонационный багаж. Игровая ситуация, столь любимая детьми, дает им возможность подвигаться, проявить творческие способности, развивает артистизм.

На святые вечера, сразу после зимних каникул, я рассказываю ученикам 3-4 классов о вертепе, традиционном народном театре. Вместе с учениками старших классов, при помощи родителей, мы изготовили ширму и куклы для представления (рисунок 5). Рассказ о светлом празднике Рождества запоминается лучше, когда театрализованное действо разыгрывается прямо на уроке.

Рисунок 5

Продолжая знакомить с народными праздниками учеников 3-4 классов, я рассказываю о празднике Масленица. Урок музыки опять перемещается в музей. Здесь мы разучиваем песни, сочиняем частушки, изготавливаем обрядовые куколки и большое чучело Масленицы. Здесь же в музее дети знакомятся с оперой Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и балетом И. Стравинского «Петрушка». У нас в музее живет свой Петрушка (рисунок 6), который помогает нам встретиться с персонажами балета, загадывает загадки, иногда шалит. Ребята очень любят Петрушку, и их ни сколько не смущает, что я держу его на руке.

Рисунок 6

Учеников 6 классов я знакомлю со старинным семейно-бытовым свадебным обрядом. В музее ансамбля «Крупица» находится подлинный головной убор невесты, привезенный из села Плёхово, Суджанского района, Курской обрасти. Я показываю ученикам из скольких частей он состоит, и как его надевали. Мы слушаем свадебные песни в исполнении участников фольклорного ансамбля села Плёхово. Звучание голосов народных исполнителей разительно отличается от звучания народных песен в академической манере, и дети мгновенно чувствуют, что это и есть настоящее подлинное исполнение.

Музыкальные инструменты составляют большую часть коллекции нашего музея, и я активно использую их на уроках музыки. Игра на простых музыкальных инструментах – ложках, позволяет решать множество задач в области музыкальной грамотности. Понятие сильной и слабой доли дети быстро осваивают, меняя силу удара. Двух, трехдольный ритм также легко услышать через проигрывание. Оркестр элементарных музыкальных инструментов – одна из любимых форм музицирования у детей. Я владею основными приемами игры на некоторых народных инструментах, таких как балалайка, гусли, колесная лира, и регулярно знакомлю своих учеников с их звучанием. В русской народной культуре в качестве музыкальных инструментов использовались отдельные предметы быта и орудия труда, например, деревянные ложки, пила, коса, рубель, которые также представлены в нашем музее.

Каждому человеку, особенно в юном возрасте, присуща творческая активность. Именно она дает возможность сохранять накопленные духовно-эстетические ценности и созидать новые на их основе. Этот опыт и передается через народные традиции. От урока к уроку вместе со своими учениками я продолжаю изучать народную культуру, ведущую нас по пути красоты, добра и взаимопонимания.