Развитие познавательного интереса на уроках математики

Разделы: Математика


Одним из важных условий эффективности учебного процесса является воспитание познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным к обучению. Велика связь интереса с вниманием, в первую очередь произвольным, влияет интерес и на память: интересное запоминается легко, быстро, прочно. Скучное обучение приводит к быстрому утомлению.

Для изучения математики нужно иметь хорошую память, в то же время занятия математикой способствуют развитию памяти. Наибольшее значение для изучения математики имеет зрительная, слуховая и словесно-логическая память, с другой стороны – произвольная и долговременная, где приемы запоминания являются одновременно приемами понимания и мыслительной деятельности.

На своих уроках я использую задания на развитие памяти, внимания, логического мышления, умения проводить сравнительный анализ. Такие задания я готовлю в программе  Microsoft Office PowerPoint  или в программе Smart Notebook и использую во время устной работы на интерактивной доске.

Примеры заданий:

Задание 1 (на отыскание закономерности)

Вставьте пропущенное число:

12 (56) 16
17 (…) 21

Задание 2 (на отыскание закономерности)

Найди закономерность и заполни пустые клетки.

Рисунок 1.

Задание 3 (на тренировку памяти и внимания)

В течение 1 секунды предлагаю рассмотреть рисунок. Даю установку: найти сумму чисел. А затем  убираю рисунок и задаю вопросы, отличные от первоначального.

Например:

1) Какая цифра записана внутри треугольника?
2) Какого цвета круг?
3) Какая фигура содержит число 12?
4) Чему равна разность чисел?

Можно придумать множество вариантов заданий по одному рисунку.

Рисунок 2.

Задание 4 (на самостоятельное проектирование работы)

Даны числа 72, 324, 648. Составьте всевозможные задания с этими числами.
Числа могут быть любыми в зависимости от класса обучения. Дети должны сами уметь составлять задания, например, задачи, уравнения, примеры с различными действиями, задания на сравнение, округление чисел и т.д.

Задание 5 (на группировку по какому-нибудь признаку)

Разделите числа на группы: 27, 52, 819, 134, 68. Дай каждой группе название. Могут быть различные варианты группировки.

Например:

1) четные и нечетные;
2) кратные 2 и кратные 3;
3) двузначные и трехзначные.

Можно предложить ребятам дополнить каждую группу похожими числами.

Задание 6 (на классификацию задач, выявление условий решаемости задачи)

Сравните две задачи.

1) Площадь поля 132 га, картофелем засажено 25 %  всей площади поля. Сколько гектаров занимает картофель?
2) Туристы в первый день проехали 28 км, что составляет  25 %  от всего пути, который они проехали за 3 дня.  Сколько километров составляет  весь путь?

Задания учащимся:

1) Чем похожи задачи, в чем различие между ними?
2) Решите задачи.
3) Как изменится решение второй задачи, если 25 % заменит на 140 %? Решите задачу с новым данным.  Если решить задачу не удалось, то почему?

Задание 7 (задание «Найдите ошибку» на развитие внимания)

Например, предлагается 3 варианта решения уравнения 3(х + 1) = 2(х + 5) с наиболее часто встречающимися у детей ошибками.

 

Рисунок 3.

Задание 8 («Цепочка вычислений» на развитие памяти, действия в прямой и косвенной форме)

Рисунок 4.

Задание 9. Ребусы (на развитие мышления)

Рисунок 5.

В устной работе на уроке использую возможности программы Smart Notebook в составлении кроссвордов, анаграмм; предлагаю ученикам творческое домашнее задание: составить кроссворд или анаграмму по какой-либо теме.
На уроках геометрии предлагаю игру «Аукцион математических терминов»: кто больше всех назовет математических терминов на заданную букву и объяснит, что они означают.

Задание 10. «Соревнования художников». Построение на координатной плоскости фигур по заданным координатам точек, соединяя соседние точки отрезками.
Например, построить фигуру по данным координатам точек:

(– 2; 5); (0; 0); (– 1; 1); (– 1,5; 0); (– 2; 1); (– 3; 0); (– 2; 5); (– 3; 6); (– 4; 5); (– 3; – 6); (– 2; – 5); (– 1; – 2); (– 2; – 3); (– 3; – 6); (– 4; – 4); (– 5; 0); (– 5; 3); (– 4; 1);  (– 3; – 6).

Рисунок 6.

Учебный труд на уроке должен быть разнообразен, иначе дети устанут от длительной однообразной умственной работы. Уменьшить усталость я стараюсь с помощью игр, разнообразных заданий.  В одной статье невозможно привести все примеры используемых мною на уроках заданий.  Дидактическая игра на моих уроках – не самоцель, а средство обучения и воспитания. В процессе дидактической игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается память и внимание.