Логопедическое занятие "Дифференциация звуков [c]–[щ]"

Разделы: Логопедия


Цель: развитие у учащихся слуховой дифференцировки [c] – [ц].

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [ц] и их акустических особенностях;
  • закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «посуда»;
  • формирование навыка различения звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [с] – [ц];
  • закрепление связи звуковых образов букв с их графическим изображением.
  • закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;
  • развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.

3. Воспитательные:

  • формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля, аккуратности при выполнении письменных работ;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала,
  • алгоритм целеполагания,
  • схема анализа артикуляции звуков,
  • артикуляционные профили звуков [с] – [ц],
  • картинки с изображением посуды,
  • изображения печатных и прописных букв,
  • печатные слоги, слова, предложения, тексты.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Л.: Здравствуйте! Ребята, вставайте ровно каждый возле своего места.

Давайте выполним дыхательную гимнастику.

Вдох ртом – выдох ртом (3 раза).
Вдох ртом – выдох носом (3 раза).
Вдох носом – выдох носом (3 раза).
Вдох носом – выдох ртом (3 раза).

Аутотренинг.

Я пришёл на логопедическое занятие.

– Я внимательно слушаю логопеда.

– Я чётко и правильно произношу все звуки.

– Я пишу красиво и аккуратно.

– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.

Л.: Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

II. Артикуляционная гимнастика.

Л.: Ребята поставили зеркала перед собой. Выполним артикуляционную гимнастику.

  • Сделали улыбочку. Улыбка широкая. Хорошо.
  • Теперь трубочка. Вытянули губки. Молодцы.
  • Чередуем улыбка – трубочка. Отдохнули.
  • Выполняем чашечку. Стараемся сделать глубокую чашечку (счет до 5). Убрали. Отдыхаем.
  • Покачаемся на качелях. Высовываем язычок вперед и начинаем качаться вверх – вниз. Язычок работает четко. Отдохнули.
  • Теперь сделаем горку: кончик языка за нижними зубками, спинка выгнута. Держим. Убрали. Молодцы!

– Убираем зеркала на край парты. (Каждое упражнение выполняется 5–6 раз).

III. Сообщение темы.

Л.: Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если отгадаете загадку:

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!

(показывается картинка сахарницы)

– Какой первый звук в слове сахарница?

– Какой восьмой звук в слове сахарница?

Л.: Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

(Дети формулируют тему логопедического занятия.)

Чему мы будем учиться на занятии сегодня?

(Сегодня на занятии мы будем учиться:

  • слышать, проговаривать и различать звуки [с] и [ц];
  • определять место этих звуков в словах;
  • читать и писать слова с этими буквами;
  • работать со словами, предложениями и текстами.)

Л.: В тетрадях записали число и тему занятия.

IV. Произношение звуков изолированно.

Л.: Ребята, давайте произносить звуки: сначала как будто стрекочет кузнечик: ц-ц-ц-ц-ц; теперь как будто сдуваем шарик (плавно): сссссс; теперь как будто накачиваем шину (отрывисто): с-с-с-с; снова как кузнечик: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

V. Анализ артикуляции.

Л.: Давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звуки [с] – [ц].

(На доске вывешиваются артикуляционные профили звуков [с] – [ц].)

Л.: Поставьте перед собой зеркала.

– Произносим звук [с].

– В каком положении губы?

– Зубы?

– Язык?

– Воздушная струя какая?

– Голосовые связки работают или нет? Молодцы!

– Кто повторит артикуляцию звука [с]? (При произнесении звука [с]:

  • губы в улыбке,
  • зубы сближены,
  • кончик языка за нижними зубами,
  • спинка языка выгнута, вдоль языка,
  • по его середине, образуется желобок,
  • воздушная струя холодная и длинная,
  • голосовые связки не работают).

Л.: Хорошо.

– Теперь произносим звук [ц].

– В каком положении губы?

– Зубы?

– Язык?

– Воздушная струя какая?

– Голосовые связки работают или нет?

– Молодцы!

– Кто повторит артикуляцию звука [ц]? (При произнесении звука [ц]:

  • губы в улыбке,
  • зубы сближены,
  • кончик языка находится за нижними зубами, а спинка выгнута, касается альвеол,
  • воздушная струя холодная, короткая,
  • голосовые связки не работают).

Л.: Правильно.

– А в чем разница между артикуляцией звуков [с] и [ц]?

(при произнесении звука [с] – спинка языка выгнута, вдоль языка, по его середине, образуется желобок, воздушная струя длинная, а при произнесении звука [ц] – язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, воздушная струя короткая.)

Л.: Правильно. Убираем зеркала.

VI. Характеристика звуков.

Л.: Дадим характеристику звука [с].

– Звук [с] какой? Почему?

(Звук [с] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду, глухой, потому что голосовые связки не работают, твердый, у него есть мягкая пара [с ,])

Л.: Дадим характеристику звука [ц].

– Звук [ц] какой? Почему?

(Звук [ц] согласный, потому что воздушная струя встречает преграду, глухой, потому что голосовые не работают, всегда твердый, у него нет мягкой пары.)

Л.: Чем отличается характеристика звуков? Правильно.

VII. Развитие фонематических процессов.

Л.: Слушайте меня внимательно, когда услышите звук [с], хлопните, когда услышите звук [ц], топните.

с – м – ц – р – ц – с –л – ц – т – с – х –ц

Теперь внимательно слушайте слоги:

Са– цу – су – да – уц – ас – асо– ци –– ба – ца

Теперь послушайте слова.

Цапля – сабля, сесть – цепь, цена – сено

Л.: Молодцы, хорошо справились с заданием.

VIII. Связь звука с буквой.

Л.: Ребята, что мы знаем о звуках? (Звуки мы слышим и произносим.)

Правильно.

– А что мы знаем о буквах? ( Буквы мы видим и пишем.)

Правильно.

– Звук [ц] на письме какой буквой обозначается? Правильно.

– На что похожа буква «це» печатная?

– Давайте вспомним, как выглядит заглавная и строчная буква «це».

– Из скольких элементов состоит заглавная буква «це»? А строчная?

(Заглавная буква «це» состоит из трёх элементов, прописная буква «це» состоит тоже из трёх элементов.)

Чем отличается заглавная буква от строчной?

(заглавная буква от строчной отличается размером)

Звук [с] какой буквой обозначается на письме? Правильно.

– На что похожа буква «эс»?

– Из скольких элементов состоит заглавная буква «эс»?

– Из скольких элементов состоит строчная буква «эс»?

(Заглавная и строчная буква «эс» состоит из одного элемента.)

На какие буквы похожа буква «эс»?

– А буква «це»?

Л.: «Задание: найди правильную букву»

Ребята посмотрите у вас на столе у каждого лежат листочки, на них правильно написанные буквы и буквы, написанные с ошибками. Вам нужно будет вычеркнуть все неправильно написанные буквы. А правильно написанные буквы записываем в тетрадь.

(Дети вычеркивают неправильно написанные буквы и записывают в тетрадь правильно написанные.)

Молодцы, хорошо справились с заданием.

IX. Дифференциация звуков в слогах. Формирование навыков письма и чтения.

Л.: Сейчас будем читать слоги с буквами «эс» и «це», и записывать их в тетрадь.

(Вывешивается картина с сервированным кухонным столом. На столе блюдца с написанными гласными буквами. Два чайника с написанными буквами «эс» и «це». Чайники по очереди подносим к чашкам с гласными.)

Читаем слоги и записываем в тетрадь.

(Слоги для чтения и записи: ОС, ЫС, ЕС, ИС, АС, ЯС, УС, СО, СЫ, СУ, СА, ОЦ, ЕЦ, ИЦ, АЦ, ЯЦ, УЦ, ЦО, ЦА, ЦУ, ЦИ. Записываем выборочно 8 слогов.)

X. Дифференциация в словах.

Л.: Давайте вспомним, про что была загадка в начале занятия?

– А как по-другому назвать что это?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о посуде.

– Посмотрите, на доске висят цепочки слов, в них зашифрованы слова, их нужно найти и прочитать, назвать слова по нашей теме.

– Назвать слово, сказать – какой звук слышим и где.

молоконфетницарапина
абрикосковородача

Л.: Посмотрите, на доске висят картинки посуды, вам нужно правильно разложить её в два шкафчика. Какие? (картинки: стакан, хлебница, кастрюля, блюдце и 2 шкафчика)

Называем картинку, называем звук и на каком он месте в слове.

(Дети раскладывают посуду в два шкафчика и записывают слова в два столбика.)

XI. Дифференциация в словосочетаниях, предложениях.

Л.: Ребята, скажите стакан из стекла это какой стакан?

– Какие звуки слышим в словах?

Записываем в тетрадь полученное словосочетание.

(Аналогично проводится работа и с другими словосочетаниями).

  • блюдце из фарфора
  • хлебница из пластмассы
  • кастрюля из алюминия

Л.: Посмотрите на доске записано предложение, но слова в нем все перепутались. Нужно правильно собрать предложение.

(Дети исправляют предложение и записывают в тетрадь.)

XII. Дифференциация в тексте.

Л.: Ребята, это первое предложение из нашего текста. Прочитайте внимательно текст.

(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).

Настя накрыла праздничный стол. На стол постелила цветную скатерть. В центр стола поставила вазу с красными цветами. Для гостей расставила столовые приборы: блюдца, чашки, вилки и ложки. Принесла салат в салатнице, а к чаю сахар в сахарнице и конфетницу. У Насти получился настоящий праздничный стол.

(После прочтения оставляются опорные слова, по которым дети пересказывают текст.)

Какие слова со звуком [с] запомнили, а со звуком [ц]? Как вы понимаете словосочетание столовые приборы?

XIII. Итог занятия.

Л.: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Что вызывало у вас затруднения? Как вы их преодолевали?

– Молодцы. Вы хорошо работали. Я горжусь вами.