Элективный курс "Психология управления"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Современное общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в области нравственности и духовности. Внешкольное образование имеет возможность рассматривать образование в философско-культурологическом ракурсе.

Данная программа дает возможность рассмотреть управление с разных точек зрения:

  • как возможность подготовки личностно, профессионально и социально успешных индивидов;
  • как процесс инкультуризации и социализации личности, где важнейшую роль играет не столько технологический момент, сколько специфика самого материала, его глубина и духовная универсальность;
  • как средство трансляции доминирующего в конкретной культуре метода познания и конструирования мира;
  • как деятельность по формированию образа личности, максимально полно выражающей потенциалы человека, актуализирующего сущностные свойства личности.

В условиях информатизации производства и управления формируется новая социальная группа – когнитариат, чья сила в использовании не мускульной мощи, а интеллекта.

В основу модуля положена программа Вересова Н.Н. «Психология управления».

Цель модуля:

Формирование культуры жизнеспособности у молодежи – психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа воспитания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований.

Задачи модуля:

  • в ходе проведения занятий установление взаимосвязи деятельности человека и его духовного мира, как способа формирования нравственной культуры личности;
  • содействие формированию гуманистического мировоззрения, необходимых моральных ориентиров, гражданственности, экономической культуры, социальной культуры;
  • формирование профессионального самоопределения личности в ходе специально организованной научно-практической деятельности;
  • овладение знаниями организации систем управления и способами их совершенствования.

Особенностью данного курса является его интегративность – включающая в себя как традиционные, так и нетрадиционные курсы в педагогически целесообразной целостной системе.

Возраст учебной группы: 16–17 лет.

Вид учебной группы: постоянный состав.

Занятия: групповые.

Количество учащихся: 12–15 человек в группе.

Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки - деловые игры, практикумы, уроки - защиты, тематические задания, творческие работы.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Основным принципом составления программы является ее практико-ориентированная направленность. Содержание курса определяют не основы общественных наук, а проблемы реальной общественной жизни.

  1. объяснение изучаемых положений с максимально широким использованием конкретных примеров из отечественной и зарубежной практики;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
  3. применение полученных знаний для определения управленческого рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  4. умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  5. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
  6. отделение основной информации от второстепенной,
  7. критическое оценивание достоверности полученной информации,
  8. передача содержания информации адекватно поставленной цели;
  9. участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
  10. пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  11. владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения:

Результаты направлены на реализацию деятельности в аспекте управления, оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической сфере, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.

Для итогового контроля за уровнем достижений учащихся используется участие в итоговой конференции.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятий Кол-во часов
  I. Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самопознание менеджера. 7
1 1. Предмет и методы современной психологии. 1
2 2. Основные психологические законы управления. 1
3 3. Основные психологические законы управления (продолжение). 1
4 4. Эффективное управление: психологические критерии. 1
5 5. Личность руководителя: психологический портрет. 1
6 6. Работа менеджера над собой. 1
7 7. Работа менеджера над собой (продолжение). 1
  II. Психологический анализ управленческое деятельности. 6
8 1. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа. 1
9 2. Целеполагание и управленческая деятельность. 1
10 3. Планирование и решение управленческих задач: психологические аспекты. 1
11 4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. 1
12 5. Делегирование в системе управленческих действий. 1
13 6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия. 1
  III. Общение и управление. Психология управленческого общения. 4
14 1. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика. 1
15 2. Коммуникативная культура менеджера. Коммуникативные умения и навыки в управленческой деятельности. 1
16 3. Совещание как вид управленческого общения. 1
17 4. Организация и проведение переговоров. 1