Час занимательной математики по теме "Координатная плоскость" "Путешествие в астрономию" с применением игры "Шифровальщик". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

образовательные: с помощью игры “Шифровальщик” закрепить умение решать основные задачи в координатной плоскости (строить точки по координатам и определять координаты точек на плоскости);

развивающие: расширить кругозор учащихся, дав начальные представления об астрономии как науке, дать представление о планетах, созвездиях, о Солнечной системе;

воспитательные: воспитание познавательной активности, толерантности, уверенности в себе, культуры поведения в общественных местах, умения видеть прекрасное вокруг себя.

План

  1. Астрономия.
  2. Созвездия.
  3. Телескоп.
  4. Планеты.
  5. Луна.
  6. Заключение.

Ход мероприятия

Выполнив задание №1 игры “Ш” (“Шифровальщик”), мы узнаем тему нашего занятия. Прочите слово:

Слайд 2. Приложение 1: (5;1); (-4;-3); (7;3); (-11;-6); (10;0); (-2;12); (10;0); (0;9); (3;-4); (8;6)

Слайд 3: Ответ: “астрономия”.

Астрономия – это наука о звёздах, планетах, небесных телах, их строении и развитии. Астрономия возникла в глубокой древности, т. к. людям нужно было считать время, предсказывать сезонные явления (приливы, отливы, сезонные дожди, затопления), нужно было ориентироваться на местности во время путешествий. Прошли тысячи лет, наука шагнула далеко вперёд. В космосе летают управляемые космические корабли, выполняя задания, связанные с наукой, экономикой, обороной стран, космонавты работают на орбитах многие месяцы, а человек по-прежнему не может оторвать восхищённого взгляда от красоты ночного неба.

Слайд 4: “Звёздное небо”.

Созвездия – участки звёздного неба, характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. Всё небо разделено на 88 созвездий, которые облегчают ориентирование среди звёзд. Большинство названий созвездий пришло из древности.

Задание № 2 игры “Ш”: прочтите слова:

Слайд 5:

  1. (-2;11); (9;-4); (-7;-4)
  2. (-7;-4); (9;-4); (-4;-3); (9;5)
  3. (-2;11); (9;-4); (2;2); (9;-4); (0;-7); (2;-12);

Слайд 6: Ответ: 1) Лев; 2) Весы; 3) Лебедь – названия созвездий.

Слайд 7: “Созвездия”.

Другие созвездия: Геркулес, Персей, Дракон, Пегас, Лира, Кассиопея, Рыбы… Их названия связаны чаще всего с мифологическими героями, предметами быта или с животными. Самое известное созвездие – Большая Медведица. В Древнем Египте его называли “Гиппопотам”, а казахи называли “Конь на привязи”, хотя внешне созвездие не напоминает ни одного, ни другого животного. Какое же оно?

Задание № 3 игры “Ш”: постройте в координатной плоскости точки:

Слайд 8: (0;0); (2;-4); (9;0); (8;-4); (-7;1); (-12;-1) – Большая Медведица.

Слайд 9: Большая Медведица на звёздном небе.

Слайд 10: схемы созвездий Большой и Малой Медведицы.

Задание № 4 игры “Ш”:

Слайд 11: прочитать координаты точек в схеме созвездия Малой Медведицы.

Слайд 12: Ответ: (6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-5;7); (-6;3); (-8;5), (6;6) в схеме Малой Медведицы – Полярная звезда.

Созвездия всегда привлекали поэтов и композиторов, о них написано много стихов и песен (песня М.Боярского о Большой Медведице. (Приложение 2)

Существует прибор, с помощью которого изучали звёздное небо древние астрономы, и продолжают это делать современные (хотя прибор, конечно, стал совершеннее в тысячи раз). Что это за прибор?

Ответ: телескоп.

Слайд 13: вид телескопа.

Задание № 5 игры “Ш”:

Слайд 14: зашифровать слово “телескоп”.

Слайд 15: Ответ: (7;3); (9;-4); (-2;11); (9;-4); (-4;-3); (3;6); (10;0); (-9;-2)

Научные лаборатории, в которых работают учёные-астрономы, называются обсерваториями.

Слайд 16: обсерватории.

Там находятся различные приборы, в том числе и телескопы разной мощности, разных размеров, разной точности и т.д. (Слайд 17: телескопы в обсерваториях). Обсерватории можно посещать, и туда издалека приезжают люди, чтобы послушать увлекательные рассказы экскурсоводов и посмотреть на невидимые невооружённым взглядом таинственные звёздные миры.

Мы говорили о созвездиях, о звёздах. Звёзды – это раскалённые небесные тела. Самая известная для нас звезда – Солнце. Солнце является центром Солнечной системы, так как вокруг него вращаются (сконцентрировались) другие небесные тела – планеты. В Солнечной системе 9 основных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Обитаемой среди них является только Земля. В необозримом Космосе Земля – песчинка, но она – колыбель человечества, мы все – земляне.

Слайд 18: схема Солнечной системы.

Задание № 6 игры “Ш”: постройте фигуру по координатам точек:

Слайд 19: (8;0); (4;4); (3;6); (3;8); (4;10); (5;12); (7;14); (5;9); (5;5); (8;0). Что получилось?

Слайд 20: убывающая Луна.

Луна – это тоже планета, она является спутником Земли, так как вращается вокруг неё, а Земля, в свою очередь, вращается вокруг Солнца (за год) и вокруг своей оси (за сутки). Поэтому мы видим Луну то полной, то убывающей, то растущей.

Слайд 21: Луна-Земля-Солнце.

Ещё в древние времена было замечено, что взаимное расположение этих небесных тел (фазы Луны) влияет на рост и развитие растений. Астрологи составляли специальные календари, которыми пользовались земледельцы. И в наши дни такие календари помогают вырастить хороший урожай.

Слайд 22: фазы Луны.

Астрономия существует многие века. Но до сих пор ещё открывают новые звёзды, дарят их друг другу, называют именами великих учёных и артистов. В астрономии ещё много неразгаданных тайн. Читайте книги, ищите информацию в Интернете, путешествуйте, посещайте обсерватории – это увлекательно, красиво, здорово!

Каждый новый шаг в загадочную страну Астрономию, который мы делали на нашем занятии, начинался с игры “Шифровальщик”, с работы в координатной плоскости. Давайте закончим нашу встречу решением кроссворда по этой теме.

Слайд 23: кроссворд.

Задание № 7 игры “Ш”: прочтите слово:

Слайд 24: (-4;-3); (-9;-2); (5;1); (-4;-3); (3;-4); (2;2); (10;0)

Слайд 25: Ответ: “спасибо” – за внимание.