Курсы по выбору "Модуль в уравнениях, неравенствах, графиках". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Модуль - одна из самых интересных и многогранных тем в математике.

Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться на экзаменах. Эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.

Предлагаемый элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся, которые собираются углубленно изучать математику. Он может найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по математике ( в форме ГИА и ЕГЭ). Кроме того, на основе программы данного курса возможна организация факультативных занятий.

Основная цель курса – расширить и систематизировать знания учащихся, связанные с решением задач, содержащих модуль; определить уровень подготовки учащихся к продолжению обучения в старшей школе и к профильному обучению; способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Данный учебный курс имеет практическую направленность, т.е. предназначен для формирования круга знаний учащихся, для развития их умений и навыков. Программа предлагает решение следующих задач:

  • формирование у учащихся полного представления о модуле и его свойствах;
  • расширить и углубить знания при преобразовании выражений, содержащих знак модуля;
  • формирование навыков решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
  • формирование умений и навыков построения графиков, содержащих модуль;
  • развитие интереса к математике.

Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы проведения различны: лекция, семинар, практическая работа, творческие задания, проектная деятельность.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение и свойства модуля,
  • алгоритм решения уравнения, содержащего модуль,
  • алгоритм решения неравенства, содержащего модуль,
  • алгоритмы построения графиков и зависимостей, в формулы которых входит модуль.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • преобразовывать выражения, содержащие знак модуля;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля;
  • строить графики элементарных функций, содержащих знак модуля;
  • строить графики зависимостей, содержащих знак модуля;
  • использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во часов
1 Введение. Модуль, свойства модуля. 1
2 Модуль в выражениях 2
3 Модуль в уравнениях 4
4 Модуль в неравенствах 2
5 Модуль и графики у = | f(x) |, у = f(| х | ), | у | = f(x). 3
6 Модуль и графики у = | f([x|)|,| у | =f(|x|),| у | =| f(|x|)|. 2
7 Модуль в заданиях на экзаменах 3

Содержание курса

Занятие 1. Введение.

Цель: повторить определение модуля. Ввести и отработать операцию раскрытия модуля.

Занятие 2-3. Модуль в выражениях.

Цель: рассмотреть применение свойств модуля при упрощении алгебраически выражений, определения четности \ нечетности функции.

Занятие 4-5. Модуль в уравнениях.

Цель: повторить решение уравнений с модулем вида | f(x) | = а; рассмотреть алгоритм решения уравнений вида | f(x) | =g(x), | f(x) | = | g(x) |, используя определение модуля.

Занятие 6-7 . Модуль в уравнениях.

Цель: рассмотреть алгоритм решения уравнений вида | f(x) | + | g(x) | =h(x) , используя понятие “узловых” или “критических” точек.

Занятие 8-9 . Модуль в неравенствах.

Цель: рассмотреть решение неравенств вида | f(x) | V а, | f(x) | V g(x) c помощью определения модуля и с помощью “узловых” точек.

Занятие 10-12. Модуль и графики.

Цель: вывести правила построения графиков трех видов: у = | f(x) |, у = f(| х | ), | у | = f(x).

Занятие 13-14 . Модуль и графики.

Цель: рассмотреть построение графиков, используя соответствующие алгоритмы, построение графиков вида у = | f([x|)|,| у | =f(|x|),| у | =| f(|x|)|.

Занятие 15-17. Модуль в заданиях на экзаменах.

Цель : рассмотреть задания с модулем из сборников по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Литература.

1. М.Л. Галицкий “Сборник задач по алгебре”,

2. А.П. Ершова, В.В. Голобородько “Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы”, Илекса.Москва.2010

3. А.П. Ершова, В.В. Голобородько “Алгебра. 7, 8, 9 классы. Самостоятельные и контрольные работы”, Илекса.Москва.2010

4. И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева, Э.Э. Шноль “Функции и графики”,

5. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова “ Математика 9 класс” Тематические тесты для подготовке к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика. Легион-М.Ростов-на-Дону 2011

6. С.А. Шестаков, П.И. Захаров ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1. Уравнения и системы уравнений. М. Изд-во МЦНМО 2011

7. И.Н. Сергеев, В.С. Панферов ЕГЭ 2011.Математика.Задача С3. Уравнения и неравенства. М. Изд-во МЦНМО 2011

8. А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев и др. “Система тренировочных задач и упражнений по математике”,

9. А.Г. Цыпкин “Справочник по методам решения задач по математике”.