Формирование математических представлений у детей с ЗПР в моделирующей деятельности

Разделы: Коррекционная педагогика


Моделирование является ведущим способом деятельности при изучении геометрических понятий. Моделирование как деятельность ориентирована на сенсомоторные функции психики, рассчитанная на максимальное использование и стимуляцию образного мышления. Специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая, и более чем другое учебное содержание  способствует развитию символической функции мышления.

У детей с ЗПР затруднено формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий. Восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Отмечается недоразвитие целостного восприятия, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Использование моделирования в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких общих приёмов умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что в свою очередь  создаёт базу для развития конструктивного мышления.

Формирование моделирующих умений происходит поэтапно через систему заданий, в соответствии с возможностями ребёнка. Данный вид деятельности осуществляется в подгруппах и индивидуально. Занятия должны  быть систематическими.

На первом этапе вся работа с моделями геометрических фигур выполняется как конструирование. Ребёнок выполняет множество разнообразных заданий с различными наборами геометрических фигур ( квадрат, треугольник, круг – красного, синего, зелёного и жёлтого цвета) на складывание методом наложения, по образцу, по заданию, по представлению: узоров картинок, сюжетов, орнаментов. Данный вид деятельности можно начинать у детей 4-го года жизни, используя приёмы наложения и действия по образцу, с небольшим количеством деталей. Вначале педагог вводит конструирование, используя одну геометрическую форму, далее предлагает конструирование сюжета.

На втором этапе те же самые задания ребёнок выполняет на графическом уровне, то есть используется приём «конструктивного рисования». Данный этап предполагает использование трафаретов – специальных рамок с прорезями в виде геометрических фигур, с помощью которых ребёнок выполняет рисунки. Обводка геометрических фигур доступна детям 5-го года жизни, на первых занятиях педагог придерживает трафарет. Дети учатся обводить одну фигуру. На последующих занятиях дети создают рисунки по трафарету из 2-х, 3-х геометрических фигур, накладывая трафарет на предложенный образец и раскрашивают его. Закрепив данные умения дети по образцу с помощью трафарета создают сюжетную композицию на листе бумаги, выполняют аппликации.

Изучение объёмных фигур

– Название
– Обследование геометрических тел осязательно-двигательным способом
– Сравнение
– «Непредметное конструирование»
– Использование геометрических тел в постройке
– Соотнесение плоскостных и объёмных фигур
– Классификация
– Нахождение геометрических тел в предметах
– Расстановка геометрических тел по контурам
– Использование игр «Кубики Никитина», «Блоки Дьенеша», «Кубики Кооса», «Волшебный мешочек»

Изучение геометрических фигур

– Название, наложение или приложение фигур
– Обследование фигур осязательно-двигательным путём, выделение некоторых элементов и признаков фигуры  (выделение и подсчёт углов, вершин и сторон).
– Организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения)
– Обводка по трафарету
– Нахождение определённой фигуры разного цвета и размера среди множества геометрических фигур, находящихся в различных пространственных положениях
– Систематизация
– Классификация
– Поиск предметов изучаемой формы
– Складывание разрезных фигур
– Сопоставление с другими фигурами и телами
– Закономерность
– Составление узоров
– Узнавание «зашумлённых фигур»
– Узнавание фигур посредством тактильных ощущений (игра «Волшебный мешочек»)

Работа с трафаретами

Трафарет выполняет множественную роль.
– Позволяет получить форму по образцу
– Помогает закрепить образ геометрической фигуры на уровне кинестетики, обводя фигурку по трафарету, ребёнок каждый раз повторяет эту форму.
– Способствует развитию мелкой моторики пальцев рук
– Развивает умение видеть и узнавать искомые формы в самых невероятных сочетаниях

Перед выполнением графических  заданий выполняется разминка для пальцев.

Виды работы

Рисование и закрашивание фигур
– Конструктивное рисование
– Орнамент
– Аппликация

Данные задания развивают аккуратность, внимание, умение добиваться поставленной задачи; развивают пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию.

Работа с геометрическим конструктором

В работе используются игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Листик», «Колумбово яйцо». Они вызывают интерес у детей своей необычностью и  занимательностью, способствуют развитию пространственных отношений, сообразительности, зрительной памяти, воображения. Воспитывают умение осуществлять планирование, контрольные действия и самоконтроль. Особая роль самоконтроля проявляется в его связанности с развитием внимания.

Этапы обучения

Обучение детей проводится последовательно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

1-й этап. Сообщение названия игры, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размеру, усвоение способов соединения между собой. Упражнение детей в создании новых геометрических фигур из частей игр.

2-й этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

3-й этап. Составление сюжетных фигур по уменьшённому изображению.

4-й этап. Составление сюжетных фигур по уменьшённому элементному изображению предмета.

5-й этап. Составление сюжетных фигур  по частичному элементному изображению.

6-й этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу.

На этом этапе важна помощь взрослого. Ребёнок должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы.

Результатом работы используемых моделирующих действий является успешное формирование у детей таких умений как:

– станавливать простейшие математические связи, между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные соотношения, пространственные, процессуальные;
– производить операции обобщения, сравнения, классификации, самостоятельно выбирая для них основу;
– сравнивать величины, используя модели – заместители;
– понимать схематическое изображение объекта (графическая модель);
– узнавать и выделять объект (абстрагироваться) –  определённую геометрическую фигуру среди других;
– собрать объект из готовых частей (синтезировать);
– расчленить, выделить составные части (анализировать);
– видоизменять объект по заданным параметрам (по образцу);
– выполнять рассуждение, соблюдая причинно-следственную связь.

Систематическая работа по моделирующей деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует коррекции и компенсации  следующих нарушений: целостного восприятия, мыслительных операций, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, мелкой моторики.

У детей формируется развитие познавательных процессов, речи, познавательной мотивации.

Литература

  1. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет. – Екатеринбург: У – Фактория, 2007.
  2. Бочкарёва О.И. Математика. Подготовительная группа. – Волгоград: «Корифей», 2008.
  3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционная программа. –  Москва: Школьная пресса, 2004.