Экологическое воспитание младших школьников на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • cоздать условия для формирования навыков сознательного, правильного, выразительного слогового и беглого чтения.
  • cодействовать развитию у детей умения общаться, работать в парах.
  • развивать устную речь, внимание, память, логическое мышление.
  • развивать умение давать нравственную оценку ситуации, воспитывать взаимопомощь, уважение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • индивидуальные слоговые таблицы
  • карточки со слогами и буквами,
  • карточки для фотографирования,
  • рисунки "Жаба в плену волшебной паутины", "Паук ".

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Добрый день!
Потрудиться нам не лень!
Будем мы читать, писать,
На вопросы отвечать!

Я желаю вам, ребята, получить оценку:..(хором) "5".

2. Объявляется тема урока.

- Повторять и закреплять наши знания.

3. Парад согласных букв.

Н Т К С В М Р З Ф Г Л Д Ж

- Букву согласную грамотно я называю,
Всему классу представляю.

4. В гостях у гласных букв.

У. От чего зависит твёрдость или мягкость согласного звука?

Д. Смотрим, какая гласная стоит рядом с согласной в слоге - слиянии.

"Рисунок 1"

5. Работа по слоговой таблице.

Дружит гласная с согласной,

Образует вместе слог - слияние.

"Рисунок 2"

Разные виды чтения: хором, парами, мальчики, девочки, чтение с ускорением.

6. "Слоговое болото".

У. Мы так быстро двигались по слоговым дорожкам, что не заметили , как пришли к "слоговому болоту" . Каждый может попробовать себя роли проводника.

Чтение слогов с проговариванием гласной.

РЯ БИ К Б

НА ЗА С

СО РЁ О Н

БЕ ЛИ Л

ПА ДУ Ё

ЛЁ СИ

7. "Конструктор.

Проводники уверенно провели нас по "слоговому болоту".

И мы оказались в лесу.

- Какие деревья растут лесу?

Собираем слова - названия деревьев.

Ученик выходит к доске и указкой показывает из каких слогов - слияний и букв собрал слово, учитель (или сильный ученик) печатает это слово на доске.

ЛЕС

РЯБИНА СОСНА

БЕРЁЗА ЛИПА

КЛЁН ОСИНА

ДУБ ЁЛКА

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

-Когда мы приходим в лес, то должны помнить, что для нас лес - место для отдыха, прогулок, а для лесных жителей - это родной дом.

-А кто живёт в лесу?

Звери и птицы притаились. Мы откроем тетради и приготовим ""фотоаппараты ".

8. Фотографирование. Работа в тетрадях.

"Фотоохота"

Учитель быстро показывает карточку, дети печатают слова в тетради с проговариванием гласной. Один ученик работает у доски.

В лесу живут:

БЕЛКА УЖИ

ЛИСА ЕЖИ

Задания:

- Слово белка разделить на слоги, поставить ударение.

- К слову лиса подберём подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопрос КАКАЯ?(хитрая, рыжая, проказница,)

- Какое правило объединяет слова ужи, ежи?

9. "Бегущая строка"(быстро прочитать)

Вот над нами пролетела СОРОКА.

На дереве стучит острым клювом ДЯТЕЛ.

Спрятался в дупле старый ФИЛИН.

Притаилась среди веток деревьев мудрая СОВА.

У. Птицам трудно зимовать,
Будем птицам помогать.

10. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка- прыг- и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки ,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота заиграли,
Заиграли в дудки.

11. Работа над текстом

У. Могу ли я утверждать , что на доске записано предложение?

Доказать.

Ребята были в :::::::. (лесу)

(Добавить подходящее по смыслу слово)

Дети составляют предложения. Под табличкой спрятано слово лесу.

- Найдите ошибку в записи предложения.

(В конце предложения нужно поставить точку.)

Работа над вторым предложением.

Федя :::::::. белку.

(Пропущено слово, обозначающее действие.

Имя мальчика и начало предложения мы пишем с большой буквы.)

Под табличкой спрятано слово увидел.

У. Прочитать два предложения.

Представьте себя в роли писателя. Продолжите текст.

-Что сделал мальчик при встрече с белкой?

-Как поступили бы вы, увидев в лесу белку?

12. Работа с книгой. ГРАМОТА.(стр.160)

Белка прыгала с ветки на ветку и привела нас страницу учебника.

Хозяйка на этой странице буква Ж.

Расскажите всё про букву Ж

Буква Ж даёт вам задание.

а) Чтение -поиск.

-Найти слово - отгадку.

Ползун ползёт , иголки везёт. (ЁЖИК)

-Какое слово спряталось в слове ёжик?(ёж)

-Это слово образуется от баловства со спичками.(пожар)

-В каком слове спряталось слово этаж? (этажерка)

-Детёныш лошади? (жеребёнок) Какое слово спряталось?(ребёнок)

б) Работа в парах. "Кто больше?"

Составляем слова со слогом ЖА.

Пришло время возвращаться из леса домой. Ёжик свернулся клубочком и покатился по лесной тропинке, показывая нам дорогу домой.

Но вдруг мы слышим, как кто-то в кустах горько плачет.

Неужели мы пройдём мимо чужого горя и не поможем?

13. Превращения слов.

Жаба попала в паутину и освободить её могут только волшебные превращения слов.

Игра "День - ночь ".

ЖАБА

ЖАРА Р "Рисунок 3"

ПАРА П

ПАРК К

ПАУК У

Мы и жабу освободили, и паука не погубили, потому что мы-

У - УМНЫЕ

Д - ДОБРЫЕ

Г - ГРАМОТНЫЕ

С - СИЛЬНЫЕ

К - КРАСИВЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ

М - МИЛОСЕРДНЫЕ

14. Итог урока. Знания помогают нам в жизни творить добрые дела.

(Читает сильный ученик)

Письмо от белки.

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и честным обещай .
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочек сачка.
Люби цветы, леса, простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей.