Электромагнитная индукция

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • Раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции
  • Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы,
  • Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе

Задачи:

1. Образовательная:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

2. Развивающая: совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомление с примером обобщения и систематизации изученного; формирование умения обобщать материал (по вопросам: электромагнитная индукция, закон электромагнитной индукции, развитие кругозора учащихся;

3. Воспитательная: воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанная на усвоении и учении применять полученные знания в повседневной жизни; формировать отношения учащихся к ценности физических знаний для человека, к ценности научного подхода к изучению явлений окружающего мира.

Организационный этап
Цели Методы и содержание Методы стимулирования Критерии оценки ответов учащихся Ожидаемый результат
Цель педагога: создание рабочей атмосферы урока, разделить учащихся на группы, концентрация внимания уч-ся на результат

Цель для уч-ся: подготовка рабочего места, определение цели урока, знакомство с ожидаемым результатом

Приветствие, приготовление необходимого оборудования и материалов для работы на уроке: учебник, тетрадь

Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по творческим группам, проверяют готовность рабочего места.

Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 1 с сотовым телефоном). Ребята поднимите руку, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используют мобильник? Да, он стал необходимой вещью. Можно позвонить, поиграть : но всё это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если нет? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты.

(Слайд 2 с зарядным устройством). На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая какое-то явление?

На доске написана тема: "Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея". И требования государственного стандарта: - уметь описывать и объяснять физическое явление; - приводить примеры практического использования физического явления.

Похвала. У кого полная готовность к уроку, и активное участие в беседе в конце урока будет оценка. Полная готовность к уроку, определение цели самостоятельно
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель педагога: определение уровня усвоения знаний, полученных на прошлом уроке, повторение свойств, характеристик магнитного поля его действия на проводник с током. совершенствования умений по определению связи с новой темой,

Цель для уч-ся: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, определение связи с новой темой, самопроверка.

Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная. Для того чтобы всем было понятно давайте вспомним то, что уже изучали: - Что такое электрический ток? На рисунке изображен полосовой магнит, линии магнитного поля которого пронизывают проволочный контур. Предложите способы изменения магнитного потока через контур. 1. Подсчет бонусов или баллов;

2. Устное  поощрение

По критериям за устные, письменные ответы Вовлечение всех учащихся в работу на уроке.

Самооценка учащихся своих ответов или ответов друг друга;

Изучение нового материала
Цель педагога: развитие коммуникативной и информационной компетенции уч-ся через организацию поисковой деятельности. Изучения понятия электромагнитная индукция, ее практическое применение

Цель для уч-ся: продолжить умения работать в группах. Умение выделять главное из второстепенного.

проводить эксперименты доказывающие явление электромагнитной индукции, знать ее практическое применение.

Познакомиться с историей жизни, открытий М. Фарадея

Достигнуть цели мы можем разными способами: послушать мое объяснение, прочитать параграф в учебнике, исследовать самостоятельно в ходе эксперимента. В каком случае вам будет интереснее работать?

Именно по этой причине мы с вами разделились на группы.

Вспомните правила работы в группах:

- Задание у вас общее, но каждый может выбрать ту его часть, которая лично ему интереснее. Общий результат зависит от каждого.

- Работая над проблемой вместе, мы учимся слушать и слышать друг друга, убедительно доказывать и опровергать, терпимо воспринимать критику, внимательно и деликатно относится друг к другу. Ученики получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению. Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. При отчете задание читать не нужно. В чем заключается опыт? Каковы результаты?

Группы отчитываются по 1 заданию.

Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: "1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур". Давайте проверим, верен ли, сделанный нами вывод. К какому мнению пришли ученые, выполнявшие подобные эксперименты? Предлагается выступить ученикам, выполнявшим историческое задание. Делается вывод о том, что полученные нами результаты совпадают с выводами Фарадея. (Слайд с портретом Фарадея).

Группы отчитываются по заданию 2. Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: "2. Явление открыто Майклом Фарадеем в 1831 году".

Мы уже знаем, как называется явление, как оно происходит. А где оно применяется? В тетради: "3.Явление применяется: Группы отчитываются по заданию 3.

Предлагается выступить ученикам, работавшим с рисунками. (Слайды с рисунками - фонарь Фарадея, велосипедный генератор постоянного тока, ручная зарядка для телефона).

На основе явления электромагнитной индукции были созданы мощные генераторы электрической энергии, оно вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники.

Словесное поощрение,

Отвечающий получает - оценку.

За дополнение отвечающего учащийся так же получает оценку

Заполнение карты бонусов

Положительная характеристика выступающего - 1 бонус

При характеристике необходимо одобрение всей группы в подтверждение выступающего

 
Закрепление нового материала
Цель педагога:

Цель педагога: закрепление понятия электромагнитная индукция, ее практическое применение

Цель для уч-ся: совершенствование навыков самооценки и анализа своей деятельности

тест достижений. Предлагается выполнить тест. Ученики выполняют тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка. Приложение1 Самопроверка Самопроверка теста через эталон ответов и выставить себе оценку 1 ош - "4"; 2 ош.- "3" более - ничего, либо бонус (зависит от подготовленности класса) Проверить каждого ученика по закреплению материала.
Задание на дом
  Параграф 49, нарисовать схему и описать наиболее понравившийся вам способ получения индукционного тока (письменно)