Проектная деятельность учащихся – путь к познанию и совершенствованию

Разделы: Химия


Познавательный интерес учащихся к предметам естествознания, и в частности, химии, значительно повышается при более глубоком изучении тем, связанных с практической деятельностью человека.

Так, например, работая над проектом по теме «Металлы древности», учащиеся совершают виртуальный экскурс в историческое прошлое человека. Они узнают, с какими первыми металлами познакомился человек в своей практической деятельности. Это – медь, золото, серебро, олово, свинец, ртуть, железо.

Учащиеся задаются вопросом, почему среди этих металлов первым металлом, который заменил камень как орудие, стала медь? Работая с научно-технической и научно-популярной литературой, используя возможности Интернета и химического эксперимента, учащиеся ищут и находят для себя ответ – медь в свободном виде более чем другие металлы распространена в природе и обладает такими физико-химическими свойствами, как хорошая пластичность, малая химическая активность.

Первые орудия труда из меди представлены в Историческом и Политехническом Музеях.

Учащиеся имеют возможность познакомиться с ними, сфотографировать и описать их.

Медный век начался 4-3 тыс. до н. э. В конце 4 тыс. до н. э. – начале 1-го тыс. до н. э. его сменил бронзовый век. Опять – таки учащиеся задаются вопросом, а почему произошла эта смена?

Изучение свойств первого сплава, который стал использовать в своей практической деятельности человек, – бронзы (сплав меди с оловом) в сравнении с медью подводит учащихся к правильному выводу: выбор остановился на бронзе не случайно.

Бронза обладает лучшими антифрикционными (эксплуатационными) свойствами, чем медь.C предметами быта и труда, оружием, декоративными изделиями из бронзы можно познакомиться в исторических музеях Москвы, с рисунками и фото их на сайтах Интернета.

Золотые и серебряные украшения, предметы домашнего обихода, декоративные изделия из благородных металлов привлекают учащихся своей красотой и формами. Учащиеся восхищаются тем, что еще в древние времена человек был способен на такое творчество и искусство.

Изучая свойства золота и серебра, учащиеся отмечают их малую химическую активность, высокую коррозионную стойкость, хорошую пластичность. Низкую же износостойкость и малую распространенность в природе в свободном виде этих металлов учащиеся относят к тем характеристикам, которые не позволили использовать их в качестве орудий труда и оружия.

В начале 1-го тыс. до н.э. железный век приходит на смену бронзовому. Почему ранее железо не было доступным для человека? Учащиеся ищут ответ и находят его. Чистого железа на Земле крайне мало и оно имеет внеземное происхождение. Когда-то древний человек нашел кусок метеоритного железа и впервые, таким образом, познакомился с этим металлом. Железо в природе находится в связанном состоянии и в основном в виде оксидов – FeO, Fe2O3, Fe3O4.

Как была открыта та реакция, которая позволила человеку получить железо из соединений? Впервые…? – когда кусок железосодержащей породы попал в костер.

Учащиеся знакомятся с реакциями восстановления с использованием угля и других восстановителей (уголь использовали и в древности), проводят сами эти реакции. Анализируя изделия древности и современности, они приходят к выводу, что на ход эволюции технического прогресса существенное влияние оказывают материалы, из которых изготавливают орудия труда и создают производства.

Железный век не мог «встать на ноги», пока человек не овладел реакцией восстановления железа из руд. Железные изделия, орудия труда, оружие, предметы быта древности поражают своим многообразием.

Железный век продолжается и по настоящее время. Основными конструкционными материалами на основе железа и поныне остаются чугун и сталь. Свойства этих материалов учащиеся изучают на основе химических экспериментов, литературных источников, возможностей Интернета. Учащиеся узнают, что продукция на основе железа создала фундамент для тяжелой индустрии 20-21 веков.

C большим интересом учащиеся знакомятся с основами металлургических производств чугуна и стали, изучают историю их развития и становления.

Учащиеся приходят к мысли и выводу, что поиск и создание новых материалов – путь к техническому совершенству, научно-техническому прогрессу, он же – путь к совершенствованию человеческого общества.

Учащиеся в ходе проектной деятельности по теме «Металлы древности» с большим интересом рассматривают проблему эволюции научно-технического прогресса, отмечают роль химии в ней, после чего более глубоко и осмысленно начинают воспринимать предмет химии и относиться к процессу познания мира и природы.

В ходе работы над проектом учащиеся работали с научно-технической и научно-популярной литературой, Интернет – сайтами; разрабатывали и проводили химические эксперименты, разработали и выполнили практическую работу в музеях г. Москвы; подготовили презентацию «Металлы древности».

Проект «Металлы древности» и презентация «Металлы древности» в 2010 году был представлен как исследовательский проект на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

В ходе работы над проектом учащиеся с большим интересом обсуждали проблемы и возникающие вопросы, совместными усилиями разрешали их. Руководитель проекта выполнял в этом проекте функцию организатора и научного консультанта.

Работа над проектами развивает учащихся, направляет их по пути совершенствования своих знаний, расширения и углубления их; развивает аналитическое мышление и логику ученика, способствует развитию и совершенствованию личности в целом, развивает познавательный интерес к предмету.