Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе

Разделы: Администрирование школы


Согласно Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В проекте Национальной образовательной инициативы заявлено, что программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений: 1. Обновление образовательных стандартов; 2. Система поддержки талантливых детей; 3. Развитие учительского потенциала; 4. Современная школьная инфраструктура; 5. Здоровье школьников.

Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.

Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У обучающихся отсутствуют навыки умственной рефлексии.

Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Он должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И его этому надо учить.

Одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. Для нас особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у школьников. Центральным звеном здесь являются метапредметы.

Наиболее эффективными методами развития и способами реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся является проектная деятельность. В процессе выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. “Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”, – записано в Национальной образовательной инициативе “НАША НОВАЯ ШКОЛА”.

Анализируя возможность построения своей деятельности с учетом выше обозначенных ориентиров, в качестве основы проектирования ее содержания мы выбрали совокупность ключевых компетенций, формирование у школьников каждой из которых преимущественно связано с определенными видами жизнедеятельности человека.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор: снижение численности обучающихся. Это предопределяет необходимость сохранения контингента школьников, а значит, поиска путей еще большей “привлекательности” школы для родителей и обучающихся.

Работа школы в предыдущие годы была обусловлена стремлением педагогического коллектива школы создать благоприятные условия для обучения, воспитания и развития детей. Параллельно в школе решались проблемы тесного соединения обучения и воспитания, новых форм профильной подготовки учащихся, раннего изучения иностранных языков.

С 1 января 2007 года школа работает в условиях нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, и главной задачей в этой области является рациональное использование выделенных ассигнований для последующего реинвестирования сэкономленных средств в обеспечение учебного процесса.

За последние 5 лет материально-техническая база школы значительно укрепилась: отремонтированы начальная школа и медицинский кабинет; создано дворовое освещение; создана система АПС и оповещения людей при пожаре; произведена 100% замена школьной ученической мебели и классных досок в кабинетах; кабинеты существенно пополнились учебным оборудованием и пособиями, а также спортивным инвентарем.

Техническая оснащенность учебного процесса серьезно укрепилась:

Технические средства

По состоянию на 2005 – 2006 учебный год

По состоянию на 2009-2010 учебный год

компьютеры

28

105

принтеры

2

20

телевизоры

2

2

видеомагнитофоны

1

2

музыкальные центры

2

4

мультимедийный проектор

0

24

интерактивные доски

0

6

сканеры

2

9

цифровой фотоаппарат

0

2

В 2007 г. – школа – победитель президентской национальной программы “Образование”, а в 2009 г. – школа вошла в число 100 лучших образовательных учреждений Национальной образовательной программы “Интеллектуально – творческий потенциал России”.

Контингент учащихся за последние три года представлен в таблице:

 

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

Общая численность учащихся

Средняя наполняемость классов

Общая численность учащихся

Средняя наполняемость классов

Общая численность учащихся

Средняя наполняемость классов

В целом по школе

1088

21,33

1047

22,27

1015

23,1

В классах с углубленным изучением предметов обучался 391 учащийся, что составляет 39,2% от общего числа учащихся МОУ. В параллели 5-8 классов этот процент составляет 44,4; профильным обучением охвачены 100% учащихся 10-11-х классов.

Состав учащихся по социальному статусу их семей – неоднороден.

Состояние здоровья учащихся за последние три года отражено в таблице:

 

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 и 4 группа здоровья

Кол-во детей с хрон заболев в 1 классе

2007 – 2008

127

744

181

46

2008 – 2009

468

392

141

50

2009 – 2010

473

402

140

54

МОУ СОШ № 12 укомплектована кадрами на 100%. Средний возраст педагогического коллектива – 42 года.

В рамках управленческой деятельности основное внимание уделяется качеству педагогического взаимодействия в системе “учитель – ученик”. 31 человек (36%), в течение года прошли курсовую переподготовку в БелРПКППС г. Белгорода по различным направлениям и проблемам, касающимся вопросов обучения и, особенно, вопросов ЕГЭ и аттестации девятиклассников в новой форме, а также 5 учителей прошли курсы по работе с мультимедийными досками, 5 человек прошли дистанционные курсы по использованию нового программного обеспечения “Linux”.

11 человек (12,7%) подтвердили или повысили свои квалификационные категории. В предыдущие годы начата работа по формированию портфолио учителя. В настоящее время наиболее грамотно и полно составлены портфолио у учителей, прошедших аттестацию в 2009-2011 учебном году.

В школе работает 1 кандидат биологических наук. Награды и звания имеют 16 педагогов, что составляет 24%

Проведенная в МОУ диагностика направленности личности педагогов показала, что в своей деятельности педагоги в целом ориентируются на цели и задачи, поставленные перед ними современными процессами модернизации Российского образования. 90% педагогов стремятся обеспечить развитие личности каждого ребёнка и совершенствовать свою деятельность, что позволяет сделать вывод о том, что педагоги в МОУ имеют собственный стиль профессиональной деятельности, основанный на компетентности.

Школа поощряет исследовательскую, проектную и творческую деятельность учащихся. Ежегодно проходят научно-практические конференции, защита проектных работ учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения. В учебное и каникулярное время организуются учебные практики, образовательные сессии в г. Белгороде, Москве, Курске.

В школе имеется программа “Одаренные дети”. В настоящее время реализуется этап 2008 – 2013 гг. Создан банк данных одаренных детей, в котором собраны все дети со 2-го по 11-й классы – победители общешкольных олимпиад, различных конкурсов и соревнований. На каждого ученика заполнена карточка одаренного. В 2009 году проведены психологами новые опросы и исследования одаренных детей, а также всех детей 4-х и 7-х классов для определения уровня творческих способностей обучающихся.

В школе работает НОУ, а также более 40 развивающих кружков. С 2006-2007 учебного года ведутся элективные курсы. Кроме этой работы проводится индивидуальная работа с одаренными детьми по планам индивидуальной работы в рамках внеаудиторных занятий. Всего в НОУ принимают участие 145 детей.

В школе в 2009 – 10 учебном году в рамках НОУ “ КВАНТ” работали следующие секции: “Эколог” – Титова А.В., “Квант” – Алехина Н.В., “Ареал” – Гончарова Т.И., “Лингвист” – Меркулова И.Г., “Словесник” – Воронина Г. Д., “Статистик” – Федорова Т.Н., “Наше наследие” – Абрамова Е.А., “Информатика” – Глушкова Т.Н., “Менеджер” – Куприянова С.А., “Наушонок” – Щербакова И.Н. Результатом работы НОУ является традиционная школьная научно-практическая конференция “Первые шаги”. Последняя конференция была проведена 15 03.2011г. В работе данной конференции приняли участие 20 участников.

Победителями и призерами VI региональной научно-практической конференции “Первые шаги” в 2011 году стали 8 исследовательских работ из 11 представленных.

В ноябре 2010 г. прошла II-я школьная конференция для младших школьников “Я – Исследователь”. На конференции были представлены 29 работ.

Школа является экспериментальной площадкой 6 экспериментов (1 – региональный и 5 – муниципальные). Региональная экспериментальная площадкаФормирование физической культуры личности на основе народных, подвижных и спортивных игр. Муниципальные экспериментальные площадки: 1. “Внедрение в педагогическую деятельность учителей русского языка и литературы технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной; 2. “Внедрение новой технологии преподавания литературы Б.С. Дыхановой в практику школ Белгородской области”; 3. “Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе “Детский сад – начальная школа”; 4. “Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе”; 5. “Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений”.

В школе работает инновационная площадка по теме “Управление учебным заведением через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы”.

Из следующей таблицы видно, какими ключевыми компетентностями владеют учителя школы:

Мониторинг исследования овладения учителями ключевыми компетентностями (самооценка учителя)

Всего учителей в %

Предметно-методологическая компетентность 73 (91,25%)
Психолого-педагогическая компетентность 45 (56,25№)
Компетентность в области валеологии образовательного процесса 53 (66,25%)
Компетентность в сфере медиа-технологий и умений проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса 32 (40%)
Коммуникативная компетентность 61 (76,25%)
Компетентность в области управления системой “учитель – ученик” 54 (67,5%)
Компетентность в системе трансляции собственного опыта 32 (40%)
Исследовательская компетентность 22 (27,5%)
Акмеологическая компетентность 20 (25%)

В результате анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие школы, были выявлены следующие противоречия:

– между неподготовленностью отдельных обучающихся к восприятию ключевых компетенций и высокими требованиями, предъявляемыми педагогическим коллективом школы к освоению данных понятий;
– между разноуровневой подготовкой педагогов и необходимостью непрерывного повышения профессиональной компетентности каждого из них;
– между недостаточной разработанностью проблемы построения нового содержания образования и современными требованиями к ее разрешению в условиях школы.

На основании анализа выявленных противоречий педагогический коллектив школы начал с 2010-2011 учебного года работать над темой “Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе”.

Сама мыследеятельностная педагогика в качестве своего базового исходного методологического основания имеет схему мыследеятельности. Первая проблема, зафиксированная сегодня, связана с невозможностью современной системы образования и традиционной педагогики включить в процессы мышления всех учащихся в системе образования. В практической педагогической деятельности эта проблема выражается в многочисленных утверждениях учителей о неспособности определенного контингента детей к учебе, к мышлению, что в житейском языке звучит как "им не дано", "они не способны" и т.д.

Вторая социокультурная проблема, на решение которой направлены разработки в области мыследеятельностной педагогики является "сшивание", преодоление разрыва средств в профессиональной деятельности педагога. Данный разрыв в профессиональных средствах деятельности внешне фиксируется в том, как институционально оформлены ведущиеся научные разработки – отдельно в области содержания образования, отдельно в области средств и методов обучения и отдельно по психологической проблематике обучения. В реальности педагогического действия эти средства должны завязываться, проявляться в работе педагога в ситуациях учения-обучения.

Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями обучающихся. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для преподавателя новые возможности в контакте со студентом. Формируя способности, педагог организует образовательное движение обучающегося в разных полях предметного знания реальным образом. С точки зрения дальнейших горизонтов развития всего корпуса педагогического знания, здесь кроются совершенно новые резервы для его обновления и развития.

Мыследеятельностная педагогика продолжает теорию развивающего обучения В.В.Давыдова. Особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у обучающихся.

Поэтому мы считаем, что способности и компетенции учащихся зависят от развития способностей и компетентностей учителей, которые должны формироваться самостоятельно учителем, через курсы повышения квалификации или через изучение различных документов и методик. (см. схема №1)

Схему см. здесь 

Анализ ситуации показывает, что учителями в основном осознается необходимость перехода к новой образовательной парадигме – мыследеятельностному обучению. Однако это не означает, что проблем, связанных с внедрением вопроса “Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе” нет. Всегда остаются учащиеся, педагоги, родители, общественные организации у которых нововведения обнаруживают сопротивление. Исходя из этого, можно спрогнозировать факторы риска и пути их преодоления:

Проблема

Пути решения

Неподготовленность отдельных обучающихся к восприятию ключевых компетенций и высокими требованиями, предъявляемыми педагогическим коллективом школы к освоению данных понятий.

Эффективность информирования целей и задач проекта

Разноуровневая подготовка педагогов и необходимость непрерывного повышения профессиональной компетентности каждого из них.

Недостаточная разработка проблемы построения нового содержания образования и современные требования к ее разрешению в условиях школы

Индивидуальная работа с учителями. Престижность инноваций. Работа творческих групп по обучению методам анализа, проектирования, исследования, сравнения

Недостаточная материальная и научная база

Развитие внешних связей и рост общественно-профессиональных инициатив

Чтобы избежать некоторых издержек мы запланировали на 2011-2012 учебный год следующую работу с педагогическим коллективом.

Наименование мероприятия

Дата проведения

Категория участников

Ответствен

ный исполнитель

1 Переход на образовательные стандарты нового поколения  Сентябрь 2011 г.  Учащиеся, учителя, родители 1х и 2в и2г классов  Зам по УВР
Проведение семинаров по введению ФГОС в1х Апрель – май 2011 г. Учителя школы  Зам по УВР
Проведение семинаров по введению ФГОС в1х и во 2х классах В течение года Учителя региона, проходящие в школе стажировку по введению ФГОС  Зам по УВР
2 Проектирование компетентностно – ориентированной модели образовательной системы школы Апрель 2011 г. Члены методического совета школы Зам. по НМР
Участие в конкурсе “Школа Будущего” Март 2011 г. Рабочая группа Зам. по НМР
“Ресурсы учебного успеха ученика.

Портрет моих учеников в дидактическом интерьере”– методический марафон (Критерии оценки качества современного урока)

Март 2011 г. Учителя школы  Зам по УВР и НМР
Заседания ШМО учителей – предметников по вопросам совершенствованию методики преподавания в условиях перехода к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода Март – апрель 2011 г. Учителя школы Руководители ШМО, зам. по НМР
Постоянно-действующий межшкольный проблемный семинар “Социально-психологическая компетентность” В течение года Учителя школы Социальный педагог и психолог
Постоянно действующий обучающий семинар по воспитательной работе “Коммуникативная компетентность” В течение года Учителя школы Зам по ВР
Постоянно-действующий школьный проблемный семинар ““Педагогическая технология ИСУД” В течение года Учителя школы Зам по НМР
Педагогический совет “Методология использования современных образовательных технологий в воспитательном процессе Март 2011 г. Учителя школы Зам по ВР
3

 

Мыследеятельностное содержание образования
Семинар – практикум “Метапредметный метод обучения ” Апрель 2011 г. Учителя школы Зам по НМР
Круглый стол “Виды универсальных учебных действий и их особенности в старшей школе” Май 2011 г. Учителя школы Зам по НМР
Теоретический семинар “Как разработать элективный курс и индивидуальную образовательную траекторию ученика” Апрель 2011 г. Члены методического совета школы Зам. по НМР
Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. В течение года Учителя школы Учителя предметники
Развитие познавательной деятельности через коллективное творчество учащихся. В течение года Учителя школы Учителя предметники
4 Реализация модуля “Эпистемотека”
Заседания ШМО учителей– предметников по вопросу “Что такое эпистемотека?” Август 2011 г. Учителя школы Руководители ШМО, зам. по НМР

Определение групп учителей, работающих в новом Интернет – портале.

В течение года Учителя школы Руководители ШМО, зам. по НМР
5 Профильное обучение
Занятия в системе дополнительного образования по программам саморазвития и самореализации личности (социально– правовое ориентирование, социально– бытовое ориентирование) В течение года Учителя школы Учителя предметники. Зам по УВР
6

Обеспечение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка (ИСУД)

Разработка индивидуальных маршрутов обучающихся на разных уровнях образования Сентябрь 2011 г.   Зам по УВР
Разработка мониторинга обучающихся на разных уровнях образования, Выпуск методического пособия В течение года Учителя школы Учителя предметники
Внедрение системы учета достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио В течение года Учителя школы Классные руководители
7

Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитарного общего среднего образования как условие целостности образовательной среды в Школе будущего

Разработка интегрированных курсов, участие в конкурсах, выпуск методического пособия В течение года Учителя школы Зам. по НМР
8 Подготовка учащихся к итоговой аттестации
Проведение диагностических работ для учащихся В течение года Учителя школы

Зам по УВР

Консультирование учащихся, родителей по вопросом проведения ЕГЭ В течение года Учителя школы

Зам по УВР

9 Формирование системы оценки качества образования
Мониторинг деятельности учителей предметников В течение года Учителя школы

Зам по УВР

Проводить стартовое, рубежное, итоговое тестирование по всем учебным дисциплинам В течение года Учителя школы

Зам по УВР

10

Мониторинг уровня образовательных достижений школьников

Административные контрольные работы В течение года Учителя школы

Зам по УВР

Проведение независимой диагностики стартовое, рубежное, итоговое тестирование по всем учебным дисциплинам В течение года Учителя школы

Зам по УВР

11

Формирование способностей и компетентностей

Использование современных педагогических технологий в преподавании учебных предметов В течение года Учителя школы Зам по НМР
Разработка авторских программ по учебным предметам В течение года Учителя школы Зам по НМР
12

Система мониторинга способностей и компетентностей

Диагностика знаний учащихся, проведение олимпиад, конкурсов учащихся. В течение года Учителя школы Зам по НМР

Мы думаем, что все наши изложенные выше положения позволят получить следующие результаты:

  1. Повышение рейтинга образовательного учреждения в городском социуме и значимости обучения и воспитания внутри школы. Удельный вес обучающихся из других школ города и района – 50 %. Рост удовлетворенности учащихся и родителей качеством образования.

  2. Достижение выпускниками школы более высокого качества образования в результате овладения ключевыми компетенциями. Сформированность ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции – сформированность ценностных ориентиров ученика, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умения принимать решения.

Общекультурные компетенции – сформированность культурологического понимания мира.

Учебно – познавательные компетенции – сформированность знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции – сформированность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции – сформированность коммуникативной культуры обучающихся, коммуникабельность.

Социально-трудовые компетенции – сформированность необходимых для жизни в современном обществе навыков социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования – овладение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

  1. Достижение положительной динамики развития профессиональной компетентности педагогов. Устойчивый состав профессионалов высшей квалификационной категории: 2006 г.– 52%, 2012 г.– 65 %.

  2. Расширение возможностей социализации обучающихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Профессиональная адаптация выпускников в рамках избранного профиля обучения до 75 %.

  3. Достижение высокого уровня информационной культуры педагогов.   Увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии с 26 % до 85 %.

Список литературы

  1. Громыко Н. В. Метапредмет “Знание”. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: “Вербум-М.”, 2001.
  3. Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании [Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 38—73.
  4. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж “Дополнительное образование” № 2, 2004, С. 12-18
  5. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // “Практика административной работы в школе” №1. 2004,
  6. Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с.
  7. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
  8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.