Анализ творческих работ учащихся. Речевые недочеты и их предупреждение

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок развития речи в 7 классе.

Цели:

  • организовать коллективную работу по исправлению типичных речевых недочетов и тем самым подготовить учащихся к работе над собственными ошибками;
  • развивать умение оценивать текст, видеть в нем недочеты в содержании и речевом оформлении;
  • развивать чувство языка, работать по совершенствованию культуры речи;
  • проводить планомерную работу по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ;
  • воспитывать любовь к природе и развивать творческое начало личности;

Ход урока

1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа. Вот с таким позитивным настроением мы и начнем наш урок.

Прочитайте тему, записанную на доске. (Презентация) (Слайд 1). Вы можете сказать, какова будет цель нашего урока? Да, вы правы, сегодня мы будем работать не над орфографическими, пунктуационными, а речевыми недочетами и ошибками. Наша задача – научиться их видеть в тексте, исправлять и совершенствовать свою речь.

– Чтение удачных с точки зрения речевого оформления работ.

2. Фронтальная работа учащихся. (Слайд 2)

Цель: найти недочеты, привести варианты их устранения.

  1. Пушкин не одинок: у него есть сообщник. (Единомышленник.)
    (Устранение лексического недочета.)
  2. Поэт жил в небольшой маленькой комнате. (Синонимичные прилагательные.)
    (Употребление лишних слов – плеоназм.)
  3. Большое значение он оказал на развитие литературы окружающим. (Большое влияние он имел на окружающих. Большой вклад он внес в развитие литературы.)
    (Неправильное словоупотребление.)
  4. А.С. Пушкин находился вдали от своей Родины, в селе Михайловском.
    (Фактическая ошибка.)

3. Работа в парах.

Задание: составить предложения с данными словами, подобрать синонимы к словам;

Цель: закрепление умений и навыков в выборе нужной формы слова.

(Приложение 1)

Что называем синонимами?

Какие оттенки вносят они в речь? Одинаковые ли они по стилистической окраске?

Готовимся к ЕГЭ.

Лексические нормы употребления слова. (Слайд 3)

В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

3) Он произнес эту фразу ледовым голосом

4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

4. Словарно-орфографическая работа.

Задание: заменить иноязычные слова русскими синонимами. (Слайд 4)

аналогия – сходство
абстрактный – отвлеченный
декрет – указ
ресурсы – средства
архитектор – зодчий

5. Работа в группах.

Задание: найти и устранить речевые недочеты.

(Приложение 2).

6. Шутке – минутка!

Опережающее домашнее задание по группам.

(Материал взят из книги Розенталя “ А как сказать лучше”.)

Задание: найти ошибки в предложенных фразах, нарисовать рисунок, иллюстрирующий данную ошибку, объяснить, почему так говорить нельзя, а как сказать надо правильно. (Слайд 5–10)

Физкультминутка:

Учитель: А теперь пора немножко отдохнуть. Повторим род имен существительных.

Задание: Если я читаю существительное мужского рода, то поднимаем руки вверх. Если существительное женского рода, то руки – вперед. А если существительное среднего рода – хлопаем в ладоши.

Вермишель, пюре, тюль, подпись, какао, путь, бандероль, рояль, мышь, дробь, ателье, шампунь, кофе.

7. Индивидуальная работа.

Дифференцированное задание по выбору учащихся.

Задание 1-го уровня: дан текст-начало рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” с пропуском эпитетов, вам необходимо подобрать подходящие по смыслу красочные и выразительные эпитеты. Вспомните, чем отличаются эпитеты от обычных определений.

(Приложение 3).

Сравните полученный текст с отрывком из рассказа И. С. Тургенева. (Слайд 11)

Задание 2-го уровня: подобрать определения к словам и продолжить текст по данному началу. Какой тип текста здесь представлен?

(Приложение 4)

8. Рефлексия.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Какие творческие находки были на уроке? Что показалось трудным? Почему?

9. Домашнее задание.

  1. 1-я группа учащихся: написать сочинение-миниатюру “Последний лист осени”.
  2. 2-я группа учащихся: записать словосочетания на тему “ Осенние забавы детей”.