Развитие творческих способностей школьников в условиях профильного обучения

Разделы: Математика


Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к условию задачи, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику.

Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменении приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью во всех классах, приступая к изучению новой темы, можно предлагать задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.

На своих уроках стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Немаловажную роль играют дидактические игры на уроках математики.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.

Особое внимание уделяю домашним творческим работам. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты, рассказов, составление задач, кроссвордов – также один из способов развития творческого воображения учащихся.

В шестых классах ребята придумывают рисунки на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.

Доклады и рефераты учат умению работать самостоятельно, с привлечением дополнительной литературы. Они способствуют появлению и развитию навыков исследовательской работы, помогают отличить главное от второстепенного.

Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке.

Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.

Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.  Нельзя заставить ребенка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

В процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность.

Математика – это радость открытия, радость творчества, радость победы над собой. Это огромный совместный труд ученика и учителя.

Общеизвестно, что наибольших успехов в учебе добиваются дети, обладающие нестандартным мышлением и творческими способностями, демонстрирующие интерес к математике и легко усваивающие этот предмет. Отсюда можно сделать вывод: одним из путей подготовки мотивированных к этому предмету учащихся является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта. Давно известно, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокие показатели интеллекта.

При решении проблемных и творческих задач у учащихся развиваются математическая интуиция, умение выстроить логически верную цепочку рассуждений. В процессе поиска решения нестандартной задачи учащиеся учатся выдвигать гипотезы, мотивированно отстаивать свою позицию, учатся работать в коллективе, слушать и слышать другого, грамотно вести дискуссию и т.д.

Основные моменты для развития творчества учащихся:

  • Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов (например, по теме “Преобразование графиков”).
  • Поиск интересных математических загадок и логических задач.
  • Составление задач по готовым решениям.
  • Кроссворды, сканворды.
  • Решение одной задачи разными способами.
  • Из истории математики.
  • Подготовка и защита презентаций.
  • Создание рисунков на системе координат
  • Применение карточек.

Для творческого мышления необходимы условия. Появление новой идеи, конструирование нового способа действий основываются на наличии стандартных приёмов, фактов. Без последних невозможно появление оригинальных идей и способов действий. Поэтому необходимым условием творческого мышления является наличие в памяти большого объёма понятий, теорем, приёмов. Очевидно, чем связаннее понятия, факты, тем они быстрее восстанавливаются в памяти. Проблемные ситуации на уроках способствуют развитию логических связей между теоремами, систематизации понятий, обобщению изученного, что является важным условием творческого мышления.

Выполнение творческих работ позволяет моделировать ситуацию реального научного исследования, формирует у обучающихся навыки активной мыслительной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Стефановская Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в ВУЗе. Учебное пособие - Иркутск ИГУ, 1992. - с. 381
  3. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии /Леонтович А. // Народное образование - 1999,- №10, с.152-158
  4. Л.С. Выготский. “Педагогическая психология”. Москва, “Педагогика”, 1991
  5. В.А. Крутецкий. “Психология”, Москва, “Просвещение”, 1986 г.