Формирование целостной картины мира у детей с нарушением зрения интегрированной совместной деятельностью

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Зрение является основным каналом, через который человек получает 90 % информации об окружающем мире. Из-за нарушения зрения дети с амблиопией и косоглазием плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов. Кроме того, они незначительно используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации.

В нашем городе нет специализированных классов и школ для детей с нарушением зрения. Без целенаправленно проведенной коррекционно-развивающей работы в специализированных группах дети с нарушением зрения с трудом адаптируются к школьному обучению в общеобразовательных классах.

У детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения кризис 3-х лет протекает в ярко выраженной форме.

Проведенная на начало учебного года психолого-педагогическая диагностика (авторы: Е. Н. Подколзина “Тифлопедагогическая диагностика”; С. В. Велиева методика “Паровозик”) показала, что 40 % детей имеют уровень развития познавательной деятельности ниже среднего, а остальные 60 % – средний.

Для оптимизации коррекционной работы в связи с вводом Федеральных государственных требований перед нами возникла необходимость применения новых форм работы с детьми с ослабленным зрением, основанных на принципах комплексно-тематического планирования (Приложение 1) и интеграции. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно.

На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 17 “Здоровячок” города Зеленогорска Красноярского края в специализированной группе для детей с нарушением зрения нами, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, была запущена первая ступень проекта “Как прекрасен этот мир! ПОСМОТРИ!”

Участники проекта:

Дети младшего дошкольного возраста с нарушением зрения – учитель-дефектолог – педагог-психолог – музыкальный руководитель – родители.

Проект рассчитан на четыре года. Каждая ступень проекта соответствует 1 году дошкольного возраста и состоит из трех этапов:

  1. Аналитико-диагностического (анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).
  2. Практического (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий).
  3. Аналитико-обобщающего (диагностика, подведение итогов работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).

Цели проекта: Формирование целостной картины мира у детей с ослабленным зрением через оптимизацию развивающей среды ДОУ. Профилактика дезадаптации к школьному обучению в массовых классах общеобразовательных школ.

Для реализации данных целей мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развивать коммуникативные способности для успешной социализации детей с нарушением зрения.
  2. Амплифицировать предметно-развивающую среду сенсорной комнаты.
  3. Расширять жизненный опыт детей, обогащать их чувственный мир, используя развивающую среду сенсорной комнаты.
  4. Формировать эмоциональную сферу детей посредством специальных упражнений и игр.
  5. Стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальности.
  6. Формировать у детей обобщенные представления о свойствах, качествах и пространственных расположениях предметов.
  7. Развивать у детей умение самостоятельно применять полученные навыки в практической деятельности.
  8. Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость, сенсомоторную координацию и чувство ритма.
  9. Формировать ориентировку в окружающем предметном мире.

Наша работа базируется на следующих принципах:

  • Принцип единства диагностики, развития и коррекции.
  • Мотивационный принцип.
  • Принцип развития динамичности восприятия.
  • Принцип продуктивной обработки информации.
  • Принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач.
  • Принцип учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей.

Нами используются методы и приемы детского экспериментирования, педагогики Карла Орфа, Марии Монтессори.

Ожидаемый результат

  1. Дети с нарушением зрения легко адаптируются к интегрированному обучению в общеобразовательной школе.
  2. Дети умеют выделять свойства, качества и пространственное расположение предметов с помощью всех сохранных анализаторов.
  3. Дети способны выделять сенсорные эталоны признаков предметов.
  4. Дети умеют применять самостоятельно звучащие жесты в невербальном общении.
  5. У детей сформирована адекватная самооценка и коммуникативные способности.

Для решения поставленных задач на первой возрастной ступени, для работы с детьми младшего возраста с нарушением зрения, была создана сенсорная комната. Почти все оборудование комнаты сделано руками родителей: “Разноцветный сухой дождик”, сенсорные дорожки, ящики для песочной терапии, балансировочная дорожка, сенсорные емкости, мягкие подушечки, ребристые мостики, палочки-клавесы, маски на глаза, валики с различными наполнителями и многое другое

<Рисунок 1>.

В своей работе мы применяем различные игры и пособия для развития всех анализаторов, что позволяет стимулировать зрительную, слуховую и тактильно-двигательную модальности и использовать эту стимуляцию длительное время:

  • для развития тактильного анализатора: “Чудесный мешочек”, “Камешки”, “Су Джок”, “Определи, что это?”, “Чудо-коробочка”

<Рисунок 2>.

  • для развития слухового анализатора: “Звучащие шарики”, “Музыка дождя”, фонотека “Звуки природы”;
  • для развития зрительного анализатора и ориентировки в пространстве: “Цветные дорожки”, “Твист”, “Поле”, “Движущиеся модули”, “Спирали”;
  • для развития обонятельного анализатора: “Сенсорные емкости”;
  • для развития эмоциональной сферы детей: “Эмоциональные гномы”, “Кубик настроения”, “Пиктограммы”.

Нами отмечено, что разнообразие стимулов сенсорной комнаты, в отличие от традиционных методов педагогической коррекции, в значительной мере влияет на развитие всех видов восприятия. Это позволяет ребенку более полно познавать окружающую действительность. В соответствии с единым тематическим планированием детского сада, нами была разработана оптимальная структура совместной интегрированной деятельности (Приложение 2):

Ритуал. Каждая наша встреча начинается с мелодии “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Такой ритуал вызывает у детей заинтересованность, позволяет настроиться на совместную деятельность.

1. В водной части создается проблемная ситуация, стимулируется активность детей, направленная на поиск решения проблемы

<Рисунок 3>.

2. В основной части дети получают новые знания и представления об окружающем мире или актуализируют уже известные, необходимые для решения данной проблемы (вся информация детям дается в сравнении: колючий – мягкий, пушистый; горячий – холодный; тяжелый – легкий и т.д.).

3. В заключительной части детям предлагается любая продуктивная

деятельность (рисование, лепка, аппликация, моделирование и т.д.)

<Рисунок 4>.

Релаксационные паузы под музыкальное сопровождение мы применяем в основной части, либо в заключительной. Также нами используется гимнастика для пальчиков и кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию работы обоих полушарий головного мозга.

Наши встречи проходят 1 раз в неделю, длятся 20 минут.

В совместной интегрированной деятельности мы применяем методы и приемы формирования элементарных навыков игры на музыкальных инструментах, знакомим с различными состояниями мимики, пантомимики и звучащими жестами, специальными ритмическими упражнениями. Это позволяет детям лучше познать себя в своем теле и себя в окружающем пространстве

<Рисунок 5>.

В процессе интегрированной совместной деятельности обучение ребенка происходит опосредованно и носит непроизвольный характер. Например, знакомясь с фруктами, дети:

  • обследовали макет яблони;
  • определили, что яблоки растут на яблоне;
  • обратили внимание на пространственное расположение яблока на дереве

<Рисунок 6>,

  • обследовали цвет, форму, величину яблок;
  • потрогали руками, погладили, покатали по поверхности стола

<Рисунок 7>;

  • послушали, звучат ли семечки внутри яблока

<Рисунок 8>;

  • понюхали запах яблока;
  • попробовали яблоко на вкус;
  • во время релаксационной паузы под расслабляющее музыкальное сопровождение дети представляют, как солнечным утром мамочка угощает их сладким, сочным, ароматным яблочком

<Рисунок 9>;

  • в лепке, рисовании или аппликации дети уточняют образ яблока.

Такой мощный информационный поток приводит к активизации и обогащению словаря ребенка. Именно интегрированная совместная деятельность дает возможность узким специалистам не только объединить несколько видов деятельности детей, но и эффективно решать коррекционные задачи

<Рисунок 10>.

Также сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Таким образом, учитывая федеральные государственные требования, применяя вышеперечисленные принципы коррекционно-развивающей работы, опираясь на принципы единого комплексно-тематического планирования и интеграции совместной деятельности, мы получили следующие результаты:

  1. Дети в условиях сенсорной комнаты получают возможность познавать предметы и явления, используя сохранные анализаторы.
  2. Педагоги и родители отметили, что занятия в условиях развивающей среды позитивно отразились на эмоциональном состоянии детей, они учатся договариваться, играть вместе, реже наблюдаются проявления возрастного кризиса.
  3. У детей возник интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, они с удовольствием рассказывают дома о путешествиях с зайчонком Сенсориком.
  4. Родители также заинтересованы в положительных результатах проекта. Они принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вместе с детьми придумывают и создают страницы “Живой книги”.
  5. В начале декабря готовится к выпуску первый номер газеты “Сенсорик и К”.