Цикл опытов-экспериментов с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи педагогической работы

Учить детей замечать сезонные изменения в природе: погодные явления (дождь, снег и т.д.), изменения во внешнем виде растений и поведении животных (распускание листьев, цветков, появление первоцветов, прилетают или улетают птицы и т.д.), учить детей выделять интересные объекты (красота капелек дождя на листьях или деревья в инее и др.).

Помогать устанавливать причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы (“с первым теплом появляются растения, насекомые и др.”), между состоянием объектов окружающей среды (“растениям нужны вода, свет, почва, и т.д.”).

Инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями с взрослыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы.

Содержание педагогической работы

Воспитатель формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе на простейших примерах из ближайшего окружения (“Растениям на клумбе нужны вода, свет, тепло, почва, к ним прилетают разные насекомые – бабочки, стрекозы, жуки, пчелы”, “В почве живут дождевые черви, которые рыхлят землю”, “деревья поливает дождик и они хорошо растут”), о простых связях между погодными явлениями и их последствиями (“Во время дождя бывает сыро, песок становится мокрым, появляются лужи” и т.д.).

Знакомит детей с некоторыми признаками сезонных явлений (зимой выпадает снег, снег бывает разным (рыхлым, плотным и т.д.) вода на морозе замерзает, поэтому можно строить ледяные горки; весной ярче светит солнышко, становится больше птиц, на огородах сажают овощи, на клумбах – цветы; осенью становиться прохладнее, с деревьев опадают желтые листья, идут дожди, на огородах собирают урожай и т.д.) он также организует наблюдения за сезонными изменениями по ряду признаков (становится холодно, желтеют листья, светит солнце, бегут ручьи, появляются первые цветы, опадают листья и т.д.), что способствует развитию у детей первых обобщенных представлений о временах года.

Воспитатель совместно с детьми отмечает результаты своих наблюдений в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, игре). Воспитатель предлагает им послушать фрагменты детских музыкальных произведений, напоминающих шум дождя, пение птиц, слушает с ними звуки живой природы.

Воспитывает у детей эмоциональное отношение к природе (“Посмотрите, какие красивые цветы выросли у нас в уголке природы”, “Давайте польем растение, а то оно может засохнуть”).

Сентябрь

  1. “Овощной салат”. Цель: закрепить знания об овощах, их ценности и вкусовых качествах, времени созревания плодов и сбора урожая.
  2. “Красивые листики”. Цель: знакомство с сезонным явлением – листопад. Развивать способность любоваться красотой природы.
  3. “Фруктовый салат”. Цель: закрепить знания о фруктах, их ценности и вкусовых качествах, времени созревания плодов и сбора урожая.
  4. “Тепло и холодно”. Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений.

Октябрь

  1. “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель: объяснить детям отличительные особенности естественного сбрасывания листьев от насильственного их отрыва человеком.
  2. “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель: выяснить, как влияет погода на интенсивность листопада.
  3. “Опыты с опавшими листьями”. Цель: дать понятие о необходимости воды для растений – сухие и мокрые опавшие листья.
  4. “Опыт - наблюдение за пожелтевшими листьями”. Цель: выяснить, смогут ли отдельные, не опавшие листья продержаться до весны.

Ноябрь

  1. “Кто улетит, кто останется”. Цель: дать понятие о зависимости изменения в жизни животных от изменений в неживой природе (перелетные птицы).
  2. “Как звери меняют шубку?”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  3. “Зимняя спячка”. Цель: познакомить со способом приспособления некоторых животных к периоду зимней стужи и бескормицы (строительство сухого, безопасного укрытия для мелких животных, впадающих в спячку).
  4. “Зимой деревья спят”. Цель: дать детям понятие о том, что зимой деревья впадают в состояние абсолютного покоя, их невозможно разбудить до определенного времени (внесение веточки дерева).

Декабрь

  1. “Зачем зайчику другая шубка”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  2. “Деревья и снегопад”. Цель: дать понятие о способе приспособления растений к зимним условиям, о пользе сбрасывания деревьями листьев.
  3. “Деревья в инее”. Цель: познакомить с явлением неживой природы – инеем, объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
  4. “Строение дерева”. Цель: познакомить со строением деревьев.

Январь

  1. “Замерзшая вода”. Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  2. “Роль снега в жизни растений”. Цикл опытов. Цель: дать детям понятие о том, что снег необходим растениям в качестве одеяла для корней.
  3. “Строение почек”. Цель: познакомить детей с почками. Выявить, что почки – это туго скрученные листочки, которые спят до весны.
  4. “Узоры на окне”. Цель: познакомить детей с явлением природы – конденсацией воды в воздухе при охлаждении.

Февраль

  1. “Роль снега в жизни растений”. Цель: дать понятие о пользе снега для растений (под снегом вода не замерзает).
  2. “Зимующие птицы”. Цель: познакомить с зимующими птицами, учить детей заботиться о них в голодные зимние месяцы.
  3. “Тепло и холодно”. Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений; действие терла и холода на растения.
  4. “Начало сокодвижения”. Цель: помочь детям понять принцип весеннего пробуждения природы, пользу воды и содержащихся в ней питательных веществ для растений.

Март

  1. “Где быстрее наступит весна?”. Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
  2. “Почему тает снег?”. Цель та же.
  3. “Где будут первые проталинки?”. Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
  4. “Из чего птицы строят гнезда”. Цель: выявить некоторые особенности жизни птиц весной.

Апрель

  1. “Солнце дарит нам тепло и свет”. Цель: дать представление о том, что солнце является источником тепла и света, показать степень поглощения тепла разными предметами.
  2. “Роль снега в жизни растений”. Цель: показать в период таяния снега пользу талой воды для растений.
  3. “Наблюдение за веткой, поставленной в подкрашенную воду”. Цель: дать понятие о том, как осуществляется движение воды по стеблю.
  4. “Голоса природы”. Наблюдение за птицами. Цель: формировать желание заботиться о птицах; учить называть птиц и части тела; познакомить с поведением птиц весной

Май

  1. “Набухание почек”. Цель: познакомить и понаблюдать с детьми набухание почек
  2. “Облака и дождь”. Цель: познакомить детей с процессом образования облаков. Объяснить, почему весной бывают грозы и кучевые облака.
  3. “ Зимняя спячка”. Цель: показать на примере построенного с детьми убежища его пользу и целесообразность для зверей.
  4. “У всех деревьев цветы разные”. Цель: дать понятие о том, что все деревья цветут по-разному и в разное время. Это связано со способом опыления.

Июнь

  1. “Есть у нас огород”. Цель: посадить вместе с детьми лук, петрушку и укроп. Познакомить с пользой этих растений для человека.
  2. “С водой и без воды”. Цель: выявить, какие факторы внешней среды в данное время помогают растениям расти.
  3. “Есть у нас огород”. Цель: учить детей наблюдать за ростом растений, отмечать изменения (дневник роста лука, петрушки, укропа).
  4. “Образование плодов”. Цель показать закономерность роста и созревания плодов на деревьях.

Июль

  1. “Золотая радуга”. Цель: познакомить детей с природным явлением – радугой, показать природу ее возникновения, объяснить, почему радуга бывает летом.
  2. “Образование плодов”. Цель показать закономерность роста и созревания плодов на деревьях.
  3. “Есть у нас огород”. Цель: учить детей наблюдать за ростом растений, отмечать изменения (дневник роста лука, петрушки, укропа).
  4. “Голоса природы”. Экскурсия в парк. Цель: познакомить детей со звуками природы. Учить чувствовать красоту и неповторимость природы. Учить наблюдать за поведением насекомых летом.

Август

  1. “Зачем нужны плоды”. Цель: показать, что в каждом плоде есть семена.
  2. “Почему на траве бывают росы”. Цель: объяснить причину возникновения росы.
  3. “Как звери меняют шубку”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  4. “На нашем участке лето”. Цель: отразить в рисунке представления детей о сезонных изменениях в природе.

Список используемой литературы

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.
  2. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под. ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4 изд. перераб. и доп./ Под. ред. Парамоновой Л. А. – М.: ТЦ Сфера , 2011.
  6. Идом Хелен и Кейт Вудворт. Домашняя лаборатория: Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами/ Пер. с англ. Г. Гигорьевой. Издательство “Махаон”, 1999.
  7. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие / Под. ред. Г. М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. _ М.: ТЦ Сфера, 2009
  8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  9. Хьюит С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В. В. Свечнокова. – М.: ЗАО “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2006.