Познавательный проект "Жизнь замечательной Земли"

Разделы: Работа с дошкольниками


Для современной образовательной системы проблема умственного развития чрезвычайно важно. В век информационных технологий ценятся люди образованные, знающие, активные. Не последнюю роль в умственном развитии ребенка играет познавательный интерес. Как же помочь ребенку в формировании активной позиции познания? Как развить познавательный интерес, подготовив тем самым к успешному обучению в школе и к будущей жизни в современном обществе. Познавательный интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Он проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Его сущность: занимательность, новизна, необычность, неожиданность.

Мы считаем, что основным средством развития познавательного интереса у дошкольников является проектная деятельность. Именно в ней успешно сочетаются и решаются образовательные, творческие, нравственные, эмоционально-эстетические задачи воспитания и обучения.

Почему наш выбор пал именно на данную тему изучения? Актуальность её очевидна, большое внимание СМИ и всей общественности приковано к проблемам плохой экологии, к проблемам сохранения полезных ископаемых, природных ресурсов Земли, техногенные катастрофы и проблемы общечеловеческого общения.

Мы – жители планеты Земля – такой уникальной и неповторимой, среди других планет Солнечной системы! Мы должны заботиться о ней, беречь её богатства, мир, красоту и учить этому будущее поколение – наших детей.

Кроме того на выбор темы проекта оказали влияние нескончаемые вопросы воспитанников:

– Как появилась наша планета?
– Что такое звездный дождь?
– Почему в Африке нет снега зимой?

Чтобы найти объяснения, ответы на эти вопросы мы начали изучать “Жизнь Замечательной Земли”. Работа над проектом позволила детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними, понять значимость влияния деятельности человека на экологию – здоровья Земли; убедиться в пользе взаимопонимания между людьми, различных рас и народов – жителей одной планеты – Земля.

Дети, во время работы участвовали в различных видах деятельности, научились размышлять, объяснять, сравнивать, наблюдать, ставить проблемы. Таким образом, мы убедились, что развивая познавательный интерес через изучение какой-либо (интересной детям) темы мы способствуем не только накоплению знаний, расширению кругозора воспитанников, но и формируем личность ребенка, его позицию к проблемам общества, развиваем интеллект – готовим будущего активного гражданина, жителя Земли!

 

Познавательный проект
Жизнь замечательной Земли”

Тематическое планирование

Месяц

Образовательный цикл

Практико-экспериментальный цикл

Сентябрь

Знакомство с проектом. Вступительная беседа.

Просмотр научно-популярных фильмов: “Рождение Земли” – вопросы к детям.

Составление творческих рассказов

“Истории о Земле”.

Октябрь

Экскурсия в планетарий

Обмен впечатлениями.

Коллективная аппликация “Среди других миров”

Оформление фотовыставки: “Мы видели чудо”

Ноябрь

Рассматривание модели Земли. Знакомство с глобусом. Понятия: полюс, экватор, магнитное поле земли.

“Как прочитать карту” – занятие.

Опыты: “Как происходит смена времен года и времени суток на земле”, “магнитное поле земли”.

Аппликация (способом обрыва)

“Карта местности”

Декабрь

Природные зоны Земли – где жить хорошо?!

Чтение художественной литературы.

Оформление альбома “Уникальная планета земля” (разнообразие ландшафтов).

Создание макетов: “Горный массив”, “Пустыня”, “Северный полюс”.

Январь

“Что такое климат?” условия жизни на Земле: север, юг, восток и запад. Экскурсия в Краеведческий музей.

“С мечтой о путешествиях” – выставка семейного рисунка.

Февраль

Растительный и животный мир. Изготовление дидактической игры “Кто, где живет”.

Март

Недра Земли: почему “ископаемые”, для чего “полезные”?! Изучение и оформление коллекции минералов и полезных ископаемых,

Изготовление дидактической игры: “Что из чего”.

Апрель

Кладовые земли Астраханской.

Встреча с работником “Газпрома”

Выпуск газеты: “Чем богат наш край”

Утренник “День Земли”,

Викторина: “Что ты знаешь о своей планете?”

Актуальность темы проекта

Проект направлен на решение вопросов развития элементарных естественнонаучных представлений. Формирование образа мира в соответствии с базовыми образовательными программами.

11Поскольку, именно в дошкольном детстве, благодаря познавательной активности ребенка, неутолимой жажде новых впечатлений, любопытству, постоянному стремлению наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать, порождает исследовательское поведение, происходит зарождение и становление первичных представлений о мире, создаются условия для процесса саморазвития.

Цели проекта:

Создание условий, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников. Формирование образа мира, осознание того, что кроме нас жизнь ПОКА больше негде не обнаружена. И эта жизнь зависит не только от “капризов” природы, но и от результатов жизнедеятельности человека.

Гипотеза

Земля очень похожа на другие планеты Солнечной системы, и все-таки она уникальна, наш земной дом — это лишь крошечная песчинка мироздания. Нигде в бескрайних просторах необъятной Вселенной жизни не обнаружено.

“Здоровье” нашей планеты зависит от влияния сил космоса и от деятельности человека

Задачи проекта

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Этапы проекта