Программа воспитания в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,
держать бесконечность в ладонях и
вместить вечность в один час.
Уильям Блейк.

Пояснительная записка.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 7 до 12 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до18 лет при умеренной умственной отсталости.) Дети, имеющие умеренные отклонения в развитии и не достигшие 18 лет воспитываются по данной программе в связи с их осложненными индивидуальными особенностями. Развитие таких детей от 12 до 18 лет проходит тот же путь, что и у детей с легкой умственной отсталостью до 13 лет. Особенность их развития зависит от развития психофизиологических процессов в организме детей.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Краткая психологическая характеристика младшего школьника.

В семь лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается в среднем, по мнению физиологов, до 1400 граммов. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможений, потому что возбудимость младших школьников очень высокая. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80%.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 10 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

Нужно запомнить, что если с первых дней учения сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция.

В начальной школе у учащихся изменяется отношение к трудовой деятельности. Учебная деятельность продолжается в трудовой деятельности дома. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции, которые закладывает педагог на уроке и во внеурочной деятельности, продолжались бы и дома. Огромным подспорьем в работе учителя станет востребованность полученных знаний учащимися на уроке в жизненной практике.

Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.

С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры. Эти изменения связаны с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Если раньше в дошкольном возрасте учащихся привлекали ролевые, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Внеклассная работа с классом должна быть направлена на то, чтобы игра была максимально использована во всех направлениях воспитательной деятельности в детском коллективе.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, “созерцательной любознательностью”. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности. Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.

Мышление учащихся начальной школы претерпевает большие изменения – от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. К концу четвертого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый более качественный уровень – уровень понимания причинно – следственных связей. Развитие мышления должно идти не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.

Влияние школьного обучения на мышлении и речь проявляется в том, что словарный запас ученика становится богаче, учащиеся приобретают умения устной и письменно излагать свои мысли. Роль педагога состоит в том, чтобы показать ученику широкие возможности развития своей речи.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Мозг учащихся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно – образный характер, поэтому на уроках ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно. Учителю необходимо демонстрировать учащимся перспективы, которые у них открываются, если они будут заучивать и запоминать учебный материал; необходимо также развивать у учащихся навыки самоконтроля.

На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, так как именно в них складываются деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте. В первую очередь, это мотивация достижения, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личностной чертой. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника являются безоговорочными. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка.

Если педагог и значимые взрослые хвалят ребенка, поддерживают его, отличают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений. Большое внимание педагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности, но и от других видов деятельности, а также от положения ребенка в коллективе. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний ученика является помощь педагога каждому ребенку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребенок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребенка таких качеств, как

зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребенка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.

Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. В развитии у ребенка желания трудиться большую роль может играть разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Главной особенностью этой системы является то, что она должна быть ориентирована на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а не на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности ребенка приобретает вера ребенка в свои успехи. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должен вселять педагог ребенку надежду на успех. Ребенок будет любить трудится, если будет получать удовлетворение от своих трудовых усилий, в первую очередь, это может быть выражено в положительных эмоциях.

С поступлением ребенка в школу изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми:

Значительно увеличивается время общения учащихся. Учащиеся общаются друг с другом в классе, в группе продленного дня, во дворе, в кружках и секциях.

Изменяется круг общения ребенка. Если раньше это был воспитатель детского сада и члены семьи, то теперь это разные учителя, руководители кружков, сверстники и их родители.

Изменилось содержание общение. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь общение становится деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями. Если мальчик и девочка хорошо учатся и учитель их хвалит, значит, с ними можно дружить. К третьему – четвертому классу значимой и авторитетной фигурой становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. В этот период идет формирование социального престижа ребенка. В этом возрасте учащимся необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеучебных достижений учащихся. Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог.

Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка, которые влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждением человека, его желанием, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушные, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами:

Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.

Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.

Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.

Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.

Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Правило шестое: Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции

Характеристика ребенка – нвалида учащегося начальной коррекционной школы.

Для детей с глубокой умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими поражениями ЦНС, характерно позднее развитие, наличие психофизических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании.

Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации. Точности и темпа произвольных движений. У детей резко выражены нарушения координации движений проявляющиеся в виде бедности, однообразии движений, резкая их замедленность, неловкость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но движения беспорядочны и не последовательны. В результате ребенок не может даже самостоятельно обслужить себя. Особенно затруднены дифференцированные движения пальцев и рук, вследствие этого, не соизмеряют усилия, действуя с предметами. Могут их ронять или сильно сдавливать.

Внимание малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Привлечь внимание ребенка можно с помощью ярко выраженных раздражителей, но длительно сосредоточиться им трудно. Это связано с тем, что глубоко умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Особенностью недоразвития сенсорных функций является не органическое поражение анализаторов, а неумение полноценно использовать их.

Трудности детей-инвалидов в области восприятия заключаются не в аномалии органов чувств, они состоят в недостаточности переработки получаемой информации. Характерно поверхностное восприятие предмета, неумение его анализировать, сравнивать с другим. Часто восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для детей с глубокой умственной отсталостью характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

В устной речи не слышат разницы между правильным и неправильным произношением звуков, не слышит определенного звука в слове, (недоразвитие фонематического слуха). Отсутствие целенаправленных приемов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Для мышления свойственно: беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и затрудненность обобщений. Не могут составить рассказ по картинке, затрудняются по порядку разложить серию картинок, восстановить последовательность изображенных событий. Затрудняются составить рассказ по серии картинок. Школьники могут научиться чтению, но текст осмыслить не могут, не могут обобщить прочитанное. Порядковым счетом овладевают с помощью наглядных средств арифметических действий, отвлеченный счет не доступен. С трудом удерживают в памяти условие задачи, не могут установить смысловые связи, выполняют отдельные арифметические действия. Накопившиеся с возрастом и в результате обучения представления и элементарные понятия мало связанны между собой. Суждения бедны, не самостоятельны, простое повторение часто заимствованного от окружающих.

Ярко проявляются специфические черты мышления в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов.

Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Для детей-инвалидов характерны: психическая пассивность, неприятие задачи, затруднен начальный этап выполнения задания, трудности в осуществлении ориентировки в задании, не состоятельность деятельности, не видят связи между действиями. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Физиологической основой, которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

Наблюдается глубокое недоразвитие речи. Появление речи значительно запаздывает. Встречаются случаи механически воспроизводимой, не имеющей смысла речи. Могут не понимать взрослую речь, не могут связать слово с определенным предметом. Самостоятельная речь проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз, не могут обобщить группы, связать родовые понятия. Для социальной адаптации очень важны взаимодействия детей с другими людьми, умения вступать в беседу и поддерживать ее.

Резко отстает от нормы регулирующая функция речи. Инструкции взрослого воспринимаются не точно, не определяют содержание и последовательность выполняемой ими деятельности. Это касается выполнения заданий, состоящих из нескольких звеньев, дети путают порядок действий, переставляя их, не могут дать отчет о выполненной работе без помощи взрослого

У умственно отсталых детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.

Память логическая и механическая находится на низком уровне. Все нарушения и дефекты проявляются в трудовой деятельности, играет роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности в организации деятельности. Нарушение моторики.

Большие трудности в осмысливании задания, овладев навыками, не могут изменить свою деятельность согласно новой инструкции. Предпочитают повторение одних и тех же заученных операций. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости, быстрее наступает состояние охранительного торможения.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

Личность данных учащихся характеризует отсутствие инициативы, самостоятельности. Эмоции относительно сохранны, чувствительны к оценке, хвале, радости, могут быть вспыльчивы, агрессивны, свойственна косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Мы перед собой ставим главную цель воспитания:

воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющей себя в Я-концепции. Вырабатывать самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, повышать уровень ее потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения учащихся путем согласованной коррекционно-развивающей работы педагогов школы.

1. Приоритетные направления воспитательной работы.

Направление I. “Труд” (трудовое воспитание).

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении”Труд“является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачи классного руководителя и воспитателя в направлении”Труд”:

  1. формирование трудолюбия;
  2. формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;
  3. воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении “Труд”:

  • изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;
  • организация выставок работ;
  • поощрение активных участников мероприятий и выставок.

Основные понятия направления”Труд”:

  • Общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, производственный труд, учебный труд, трудолюбие.

Формы деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении”Труд”:

  • тематические классные часы: “Труд и Я”, “Мои обязанности дома”, “Все профессии нужны, все профессии важны”;
  • строительство “Снежного городка”
  • акция “Чистый двор” с участием бабушек и дедушек, мам и пап;
  • праздники, неделя трудового обучения, выставки поделок;
  • кружковая работа;
  • привлечение родителейк совместным трудовым акциям, праздникам.

Направление II.”Гражданин“(гражданское воспитание).

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении”Гражданин“является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи классного руководителя и воспитателя в направлении”Гражданин”:

  1. обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
  2. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  3. формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
  4. формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  5. воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении”Гражданин”:

  • знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно – правового выбора.

Основные понятия направления”Гражданин”:

  • Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя и воспитателя в направлении”Гражданин”:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • изучение истории своей Родины и своего края;

Направление III. Социальной адаптации.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания – и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Психическая адаптация осуществляется на трех уровнях: психическом, направленном на сохранение психического здоровья; социально-психологическом, обеспечивающем функцию микросоциального взаимодействия и психофизиологическом, при котором создаются условия для оптимального психофизиологического соотношения между организмом и средой в целях сохранения соматического здоровья.

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении социальной адаптации является процесс и результат становления оптимального соотношения психической деятельности человека условиям окружающей среды.

Задачи классного руководителя и воспитателя в направлении”социальная адаптация”:

  • принятия ребенком системы школьных правил и требований;
  • взаимоотношений учащихся с окружающими, умения решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;
  • восприятии значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);
  • умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении “социальная адаптация”:

  • знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;
  • формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;
  • вовлечение учеников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;
  • создание предметно-пространственной среды.

Основные понятия направления”социальная адаптация”:

  • Общественная жизнь, виды деятельности, общение, социальная активность, обязанности, самоорганизация, правила поведения в обществе,

Формы работы классного руководителя и воспитателя в направлении”социальная адаптация”:

  • классные и воспитательные часы;
  • участие в школьных и городских мероприятиях;
  • создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
  • моделирование ситуаций поведения в социуме;

 

Направление IV. Художественно-эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века.

На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующаяся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира.

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя направлении художественно-эстетического воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Формирование его духовной культуры

Задачи классного руководителя и воспитателя в направлении художественно-эстетического воспитания:

  • выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала каждого ученика;
  • развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
  • воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;
  • понимать красоту и особенность народных ремесел;
  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
  • использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении “художественно-эстетического воспитания”:

  • художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача – помочь каждому человеку состояться Человеком.
  • раскрытие природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы;
  • вовлечение учащихся для занятий в различных коллективах и студиях;
  • организация занятий по направлению “сказкотерапии”.
  • творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных конкурсов;
  • изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий;
  • просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций;
  • предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности;
  • изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях;
  • предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива;
  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Основные понятия направления “художественно-эстетического воспитания”:

  • положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, , пластика, умение слушать и слышать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.

Формы работы классного руководителя и воспитателя в направлении “художественно-эстетического воспитания:

  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • концерты учащихся, выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;
  • анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • театрализованные представления;
  • фестивали, презентации;
  • литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;

2. Компоненты успешности воспитательного процесса.

“Семья”.

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении”Семья“является

Задачи классного руководителя в компоненте”Семья”:

  1. организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  2. организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  3. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  4. обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в компоненте “Семья”:

  • изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;
  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия компонента”Семья”:

  • Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя и воспитателя в компоненте”Семья”:

  • тематические классные часы: “История нашей семьи”, “Моя семья в фотографиях”, “Моя семья в воспоминаниях родных”, “Памятные даты нашей семьи”, “Бабушки и дедушки нашей семьи”;
  • праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек и дедушек, мам и пап;
  • праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги и т.д. Дни творчества, дни открытых дверей;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
  • читательские конференции по проблемам семьи.

“Здоровье”.

Цель работы классного руководителя и воспитателя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя и воспитателя в компоненте “Здоровье”:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в компоненте “Здоровье”:

  1. сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  2. сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы;
  3. сотрудничество с социально-психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания;
  4. организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
  5. формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия компонента “Здоровья” в работе с детским коллективом:

  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
  • гигиена и ее значение в жизни человека;
  • культура сохранения собственного здоровья;
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье;
  • воля и ее значение в сохранении здоровья;
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в компоненте “Здоровье”:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, марафоны, турниры;
  • походы выходного дня, дни здоровья;
  • предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике;
  • беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы: “Спорт в моей жизни”, “Спортивные достижения моей страны”, “История олимпийских игр”, “Спорт в моей семье”, “Режим дня и спорт”, “Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?”, “Любимый вид спорта”, “Спорт и вредные привычки”.

Тематические консультации для родителей могут быть следующими:

  • “Вредные привычки и как от них избавляться”, “Приемы развития саморегуляции у младших школьников”, “Домашнее задание: каким ему быть и как выполнять”, “Режим дня школьника. Как научиться его выполнять”, “Развитие интереса к спорту у ребенка в семье”.

“Общение”.

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в компоненте”Общение“является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в компоненте”Общение”:

  1. знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.
  2. формировать у учащихся культуру общения в системе”учитель-ученик”,”ученик-ученик”,”взрослый-ребенок”.
  3. создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
  4. учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в компоненте”Общение”:

  • изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе;
  • на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы;
  • изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений;
  • обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;
  • обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции;
  • организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
  • изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе;
  • обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия компонента”Общение”.

  • Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, детский госпитализм.

Форма работы классного руководителя в направлении”Общение”:

  • социометрия;
  • интерактивные игры, тематические классные часы;
  • тренинг общения детей и родителей;
  • самопрезентации и самопредставление;
  • праздники, конкурсы, ролевые игры.

3. Задачи доминанты.

  1. Воспитание навыков учебного поведения, самообслуживания, труда.
  2. Развитие механизмов творческого мышления.
  3. Развитие навыков коммуникативного поведения в общественных местах.
  4. Воспитание основ национального самосознания, приобщение к истокам народных традиций.
  5. Развитие элементарных представлений экологической грамотности: “Мой дом – моя земля”.
  6. Формирование основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни.
  7. Воспитание умений планировать свою деятельность в свободное время.

4. Этапы реализации программы.

1-й этап подготовительный: на данном этапе идет постановка проблемы, установление контакта с ребенком. Идет адаптация к школьной жизни, подбираются пути безболезненной адаптации. Учитель и ученик делают “первые шаги на встречу друг к другу, идет работа по сплочению коллектива.

2-й этап внедренческий: решение проблем школьной жизни совместно с ребенком. Установление тесных контактов в общении. Совместное проведение коллективных творческих дел. Организация соуправления, способствующее формированию классного сообщества.

3-й этап договорный: Создается совместное проектирование действий педагога и ученика. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума .Поддержание потребности ребенка реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Создается пространство для самореализации ребенка, побуждение для участия ребенка в кружках, секциях, публичных мероприятиях. Идет активное участие ребенка в окружающей жизни при поддержке педагога.

4-й этап обобщающий: Ведущей становится деятельность самого ребенка. Ребенок познает самого себя. Идет соотнесение ребенком самого себя по отношению к другому. Мотивируются желания проявлять себя.

5. Изучение эффективности воспитательной системы.

Для эффективного функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии. Позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. Диагностики воспитательной системы адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе диагностик: Н.П. Капустина, Г.А.Карпова , Т.П.Артемьева, М Рокича, М.И.Шиловой выстраивание Я-концепции через виды деятельности:

1 – трудового воспитания;
2 – гражданского воспитания;
3 – социальной адаптации;
4 – художественно-эстетического воспитания;

Критерии отслеживания 1–4 отражаются в мониторинге уровней проявления воспитанности;
– процент участия воспитанников в классных и общешкольных КТД; отслеживается через беседы с учеником, родителями, педагогами;

Также используются:
– наблюдение
– анкетирование, тестирование;
– социометрия;

Все параметры и критерии отслеживания являются индивидуальными для каждого ребенка, в связи с его особыми проявлениями способностей и возможностей.

6. Модель выпускника начальной школы.

7.  Критерии отслеживания воспитанности детей по приоритетным направлениям для детей – инвалидов СКОШ г. Усть-Илимска.

Направление Труд. (трудовое воспитание)

1–3 год обучения:

  • бережно относится к предметам школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • знает особенности назначения и целевого использования предметов труда(лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
  • обыгрывает трудовые элементы в игре;
  • умеет убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
  • содержит свое учебное место в порядке под контролем взрослого;

4–5 год обучения:

  • бережно относится к предметам школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • знает особенности назначения и целевого использования предметов труда(лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
  • обыгрывает трудовые элементы в игре;
  • умеет убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
  • содержит свое учебное место в порядке под контролем взрослого;
  • знает последовательность трудового процесса;
  • умеет классифицировать признаки профессий;
  • может найти отличия видов трудовой деятельности;
  • умеет ухаживать за одеждой под контролем взрослого,
  • самостоятельно дежурит по классу.

Пассивная деятельность или совместная деятельность с педагогом по уходу за комнатными цветами.

6–9 год обучения:

  • бережно относится к предметам (школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • знает особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
  • -обыгрывает трудовые элементы в игре;
  • умеет убирать в классе игрушки самостоятельно;
  • содержит свое учебное место в порядке самостоятельно;
  • знает последовательность трудового процесса;
  • умеет классифицировать признаки профессий;
  • может найти отличия видов трудовой деятельности;
  • умеет ухаживать за одеждой самостоятельно,
  • самостоятельно дежурит по классу,
  • совместная деятельность с педагогом по уходу за комнатными цветами.

Проявляет интерес к трудовой деятельности окружающих;

  • самостоятельно выполняет трудовые процессы в повседневной жизни;
  • бережно относится к результатам труда;
  • проявляют интерес к определенным профессиям.

10 год обучения:

  • бережно относится к предметам (школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • знает особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
  • обыгрывает трудовые элементы в игре;
  • умеет убирать в классе игрушки самостоятельно;
  • содержит свое учебное место в порядке самостоятельно;
  • знает последовательность трудового процесса;
  • умеет классифицировать признаки профессий;
  • может найти отличия видов трудовой деятельности;
  • умеет ухаживать за одеждой самостоятельно,
  • самостоятельно дежурит по классу,
  • совместная деятельность с педагогом по уходу за комнатными цветами.

Проявляет интерес к трудовой деятельности окружающих;

  • самостоятельно выполняет трудовые процессы в повседневной жизни;
  • бережно относится к результатам труда;
  • проявляют интерес к определенным профессиям.

Применяет в речи словарь, соответствующий определенной профессии;

  • определяет значимость труда;
  • целенаправленно проявляет интерес к определенной профессии.

Умеет самостоятельно или по напоминанию педагога ухаживать за комнатными растениями.

Умеет проявлять активность к трудовой деятельности любого посильного характера.

Направление”Гражданин“(гражданское воспитание).

1–3 год обучения:

  • “знает себя”, может выразить свои желания, потребности,
  • знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих),
  • знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком,
  • знает некоторые природные явления;
  • проявляет интерес к русскому народному фольклору;
  • различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции;
  • знает название своего города, главные достопримечательности города.

4-5 год обучения:

  • “знает себя”, может выразить свои желания, потребности,
  • знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих),
  • знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком,
  • знает некоторые природные явления;
  • проявляет интерес к русскому народному фольклору;
  • различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции;
  • знает название своего города, главные достопримечательности города.
  • может установить родственные связи в рамках “Я и моя семья”,
  • проявляет интерес к общению с одноклассниками и выражает свои отношения к общению,
  • знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду;
  • устанавливает элементарные природные связи;
  • знает особенности русского костюма; определяет виды народных промыслов;
  • знает достопримечательности, особенности природы и богатства города;
  • может различить геральдику города от других;
  • умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.

6-9 год обучения:

  • “ знает себя”, может выразить свои желания, потребности,
  • Знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих),
  • Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком,
  • знает некоторые природные явления;
  • проявляет интерес к русскому народному фольклору;
  • различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции;
  • Знает название своего города, главные достопримечательности города.
  • Может установить родственные связи в рамках “Я и моя семья”,
  • проявляет интерес к общению с одноклассниками и выражает свои отношения к общению.
  • Знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду.
  • Устанавливает элементарные природные связи.
  • Знает особенности русского костюма; определяет виды народных промыслов.
  • Знает достопримечательности, особенности природы и богатства города;
  • Может различить геральдику города от других;
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель
  • Проявляет интерес к школьной жизни, испытывает потребность в общении вне школы, проявляя интерес к школьному окружению;
  • Устанавливает природные связи более сложные по структуре, содержащие сравнение;
  • проявляет интерес к самостоятельному ухаживанию за растениями и животными; различает видовые понятия природы.
  • Знает особенности русского быта, проявляет интерес к материалам краеведения;
  • Знает достопримечательности, геральдику, жителей области, России. Принимает посильное участие в русских народных праздниках
  • Не имеет случаи правонарушений, правильно оценивает отношение к вредным привычкам.
  • 10 год обучения: “ знает себя”, может выразить свои желания, потребности,
  • Знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих)
  • Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком,
  • знает некоторые природные явления;
  • проявляет интерес к русскому народному фольклору;
  • различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции;
  • Знает название своего города, главные достопримечательности города.
  • Может установить родственные связи в рамках “Я и моя семья”,
  • проявляет интерес к общению с одноклассниками и выражает свои отношения к общению.
  • Знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду.
  • Устанавливает элементарные природные связи.
  • Знает особенности русского костюма; определяет виды народных промыслов.
  • Знает достопримечательности, особенности природы и богатства города;
  • Может различить геральдику города от других;
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель
  • Проявляет интерес к школьной жизни, испытывает потребность в общении вне школы, проявляя интерес к школьному окружению;
  • Устанавливает природные связи более сложные по структуре, содержащие сравнение;
  • проявляет интерес к самостоятельному ухаживанию за растениями и животными; различает видовые понятия природы.
  • Знает особенности русского быта, проявляет интерес к материалам краеведения;
  • Знает достопримечательности, геральдику, жителей области, России. Принимает посильное участие в русских народных праздниках
  • Поддерживает дружеский интерес к окружению вне школы,
  • Самостоятельно устанавливает связи в природных явлениях,
  • знает особенности разных видов животных и растений.
  • Проявляет интерес к особенностям краеведения, уважение к достойным страницам прошлого своего народа.
  • Не имеет случаи правонарушений, правильно оценивает отношение к вредным привычкам.

Направление Социальной адаптации:

1-3 год обучения:

  • – Умеет под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
  • в классе проявляет и интерес к общению, редко проявляет чувство конфликтности,
  • знает и придерживается норм общения с педагогами.
  • Родители проявляют интерес к жизни ребенка. Активно участвуют в школьной жизни и в достижениях детей.
  • старается исправить неопрятность внешнего вида при напоминании взрослых,
  • может самостоятельно выполнить навыки самообслуживания,
  • проявляют интерес к жизни класса и школы, участвует в школьной жизни с поддержкой педагога.
  • Уметь вступать в игровую деятельность в малой группе (2-3 человека), выполняя правила игры.

4-5 год обучения:

  • Уметь под руководством педагога вступать в игровую деятельность, соблюдая правила игры.
  • в классе свободно общается с детьми, редко проявляет чувство конфликтности,
  • знает и придерживается норм общения с педагогами.
  • Родители проявляют интерес к жизни ребенка. Активно участвуют в школьной жизни и в достижениях детей.
  • Старается следить за своим внешним видом, одеждой, может при напоминании самостоятельно исправить неопрятность во внешнем виде.
  • Хорошо развит навык самообслуживания.
  • Имеет домашние обязанности и старается их выполнять.
  • Участвуют в жизни класса и школы при мотивации и поддержке педагога.

6-9 год обучения:

  • Уметь под руководством педагога вступать в игровую деятельность, соблюдая правила игры.
  • в классе свободно общается с детьми, редко проявляет чувство конфликтности,
  • знает и придерживается норм общения с педагогами.
  • Родители проявляют интерес к жизни ребенка. Активно участвуют в школьной жизни и в достижениях детей.
  • Старается следить за своим внешним видом, одеждой, может при напоминании самостоятельно исправить неопрятность во внешнем виде.
  • Имеет домашние обязанности и старается их выполнять.
  • Участвуют в жизни класса и школы при мотивации и поддержке педагога.
  • Имеет потребность в соблюдении навыков самообслуживания.
  • ответственно относится к домашним обязанностям.
  • Может самоорганизовать себя при предоставлении занятий на выбор.
  • Понимает значимость денег.
  • Может сделать самостоятельно покупку,
  • знает, как пользоваться городским транспортом.

10 год обучения:

  • в классе свободно общается с детьми, редко проявляет чувство конфликтности,
  • знает и придерживается норм общения с педагогами.
  • Родители проявляют интерес к жизни ребенка. Активно участвуют в школьной жизни и в достижениях детей.
  • поддерживает опрятность внешнего вида, стиль одежды.
  • Имеет потребность в соблюдении навыков самообслуживания.
  • домашние обязанности выполняют с проявлением интереса.
  • Проявляет интерес к самоорганизации.
  • Понимает значимость денег.
  • Может сделать самостоятельно покупку,
  • пользуются городским транспортом. Знает назначение городских учреждений.

Направление Художественно-эстетического воспитания:

1-3 год обучения:

  • – Умеет слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога.
  • проявляет интерес к просматриванию и грамм, прослушиванию сказок.
  • участвует в играх-драматизациях при мотивации педагогов.
  • положительно относятся к прослушиванию музыки.
  • Интересуются самостоятельным рисованием, разукрашиванием.

4-5 год обучения:

  • самостоятельно проявляет интерес к чтению книг,
  • Принимает участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • Может различить настроение музыки.
  • Проявляет интерес к играм-драматизациям.
  • Проявляет интерес к творческой деятельности по образцу.
  • Иметь положительную мотивацию к посещению библиотеки, музея, выставки, театра, кинотеатра под руководством педагога.

6-9 год обучения:

  • самостоятельно проявляет интерес к чтению книг,
  • Принимает участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • осознанно просматривают предложенные фильмы и программы.
  • Может различить настроение музыки.
  • В играх-драматизациях участвует с желанием, проявляя творческое исполнение взятой роли
  • . Могут самостоятельно выполнить творческую работу.
  • Умеет переживать положительное эмоциональное состояние в процессе подготовки и участии в КТД
  • Имеет положительную мотивацию к посещению факультативов и кружков в школе и вне школы.

10 год обучения:

  • Умеет проявлять интерес к различным видам искусства
  • Проявлять активность к посещению библиотеки.
  • придерживается интересов при выборе книг,
  • выказывает свои чувства при просмотре картин,
  • сосредоточенно слушает чтение произведений и осознанно просматривает предложенные фильмы и программы.
  • Может различить настроение музыки.
  • В играх-драматизациях участвует с желанием, проявляя творческое исполнение взятой роли.
  • Может самостоятельно выполнить творческую работу.
  • Умеет использовать все выразительные средства при участии в КТД с направляющей помощью педагога.
  • Умеет переживать положительное эмоциональное состояние в процессе подготовки и участии в КТД.
  • Имеет положительную мотивацию к посещению факультативов и кружков в школе и вне школы.

Критерии отслеживания воспитанности детей по приоритетным направлениям для 1–4 классов СКОШ г.Усть-Илимска

Направление I. “Труд” (трудовое воспитание).

1-й класс:

  • Аккуратное и бережное отношение к окружающим предметам (школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • Знать назначение предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс).
  • Умение выполнять трудовые манипуляции (вытереть с классной доски, намочить тряпочку, убрать игрушки на место) под контролем взрослого.
  • Умение содержать свое рабочее место в порядке под контролем взрослого.
  • Умение содержать в порядке свой портфель и спортивную форму под контролем взрослого.
  • Пассивная деятельность или совместная деятельность с педагогом по уходу за комнатными цветами.

2-й класс:

  • Бережное отношение к школьному имуществу.
  • Бережное отношение к труду взрослых людей в школе.
  • Знать и применять по назначению предметов труда.
  • Умение обыгрывать в игре под руководством взрослого трудовую деятельность.
  • Умение содержать свое рабочее место и школьные принадлежности в порядке.
  • Умение расставлять игрушки в классе на свои места, поддерживать порядок.
  • Умение дежурить по классу под контролем взрослого.
  • Знание последовательности трудовой деятельности.
  • Знание профессии, места работы родителей, сферу их деятельности.
  • Знание 3–5 профессий, умение их классифицировать.
  • Иметь положительную мотивацию к совместной деятельности с педагогом по уходу за комнатными растениями.

3 класс:

  • Бережное отношение к школьному имуществу.
  • Бережное отношение к труду взрослых людей в школе.
  • Знать и применять по назначению предметов трудовой деятельности.
  • Умение обыгрывать в игре трудовую деятельность.
  • Умение содержать свое рабочее место и школьные принадлежности в порядке.
  • Умение расставлять игрушки в классе на свои места, поддерживать порядок.
  • Умение дежурить по классу самостоятельно.
  • Умение под контролем взрослого дежурить по столовой.
  • Умение под контролем педагога ухаживать за комнатными цветами.
  • Знание профессии, места работы родителей, сферу их деятельности.
  • Знание профессий, умение их классифицировать, умение отличать трудовую деятельность .
  • Умеют ухаживать за одеждой, обувью.
  • Проявление интереса к трудовой деятельности взрослых.
  • Бережное отношение к результатам труда.

4-й класс:

  • Бережное отношение к школьному имуществу, результатам трудовой деятельности взрослых.
  • Умение поддерживать порядок в классной комнате самостоятельно.
  • Умение в порядке содержать свои школьные принадлежности и вещи, рабочее место.
  • Умение последовательно выполнить посильную трудовую деятельность, доводить начатое дело до конца под контролем взрослого.
  • Умение классифицировать профессии людей, уважительно относиться к любой профессии.
  • Умение самостоятельно осуществлять дежурство по классу.
  • Умение под контролем взрослого дежурить по столовой
  • Умение самостоятельно или по напоминанию педагога ухаживать за комнатными растениями.
  • Умение проявлять активность к трудовой деятельности любого посильного характера..

Направление II.”Гражданин“(гражданское воспитание).

1-й класс:

  • Знает свои личные данные (имя, фамилию, домашний адрес, день рождения).
  • Знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих).
  • Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком.
  • Знает некоторые явления природы, с помощью педагога определяет время года и его признаки.
  • Знает название города, в котором проживает и учится.
  • Проявляет пассивный интерес к русскому народному творчеству, традициям, праздникам.
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.

2-й класс:

  • Знает свои личные данные и своих близких (родителей, братьев и сестер).
  • Знает родственные связи своей семьи.
  • Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком.
  • Знает особенности окружающей природы, знает времена года.
  • Знает место расположение школы, умеет найти дорогу от дома до школы.
  • Знает название города, в котором проживает и учится, главные его достопримечательности, особенности природы и богатства города.
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель, ученик-ученик.
  • Проявляет пассивный интерес к русскому народному творчеству, традиция.
  • Принимает посильное участие в русских народных праздниках.
  • Знает свою национальность, название страны, ее столицу, геральдику на основе картинного материала.
  • Проявляет интерес к общению со сверстниками.
  • Знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду. Устанавливает элементарные природные связи.

3-й класс:

  • Знает свои личные данные и своих близких (родителей, братьев и сестер).
  • Знает родственные связи своей семьи.
  • Знает особенности окружающей природы, знает времена года, знает некоторые явления природы характерные своему месту проживания.
  • Знает место расположение школы, умеет найти дорогу от дома до школы, от школы домой самостоятельно.
  • Знает название города, в котором проживает и учится, главные его достопримечательности, особенности природы и богатства города.
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель, ученик-ученик.
  • Проявляет интерес к русскому народному творчеству, традициям, знает особенности русского костюма, определяет виды народного промысла.
  • Принимает посильное участие в русских народных праздниках.
  • Знает свою национальность, название страны, ее столицу, геральдику на основе картинного материала.
  • Знает свою малую Родину (регион, название областного центра, достопримечательности края).
  • Проявляет интерес к общению со сверстниками, выражает свое отношение к общению.
  • Знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду. Устанавливает элементарные природные связи.

4-й класс:

  • Знает личные данные своей семьи, устанавливает родственные связи.
  • Знает город, область, страну в которой проживает и учится.
  • Знает достопримечательности города, области, геральдику по картинному материалу.
  • Различает природные особенности родного края.
  • Имеет толерантное отношение к другим нациям и народностям.
  • Умеет ориентироваться на улицах города.
  • Умеет общаться с окружающими людьми (выражать свои желания, просьбу посторонним людям).
  • Проявляет интерес к школьной жизни.
  • Проявляет интерес к общению со сверстниками.
  • Имеет негативное отношение к вредным привычкам.
  • Умеет ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве.
  • Проявляет интерес к русскому народному фольклору; различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции.
  • Знает особенности русского костюма; определяет виды народных промыслов.
  • Поддерживает дружеский интерес к окружению вне школы.
  • Проявляет интерес к особенностям краеведения. Проявляет интерес и уважение к достойным страницам прошлого своего народа.
  • Не имеет случаи правонарушений.

Направление III. Социальной адаптации.

1-й класс:

  • Имеет интерес к общению со сверстниками.
  • Уметь вступать в игровую деятельность в малой группе (2–3 человека), выполняя правила игры.
  • Уметь под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
  • Иметь уважительное отношение к взрослому человеку.
  • Иметь доброжелательность взаимоотношения с одноклассниками.
  • Уметь различать ситуации конфликта и отношение друг к другу с координирующей помощью педагога.

2-й класс:

  • Приятие норм и правил поведения в классном коллективе.
  • Уметь под руководством педагога вступать в игровую деятельность, соблюдая правила игры.
  • Уметь под контролем педагога адекватно относится к “+” и “-” результату игры (выигравший и проигравший).
  • Иметь первоначальные навыки самообслуживания выполнять их с незначительным контролем педагога.
  • Уметь исправлять неопрятность внешнего вида под контролем педагога.
  • Быть доброжелательным во взоимоотнашениях со сверстниками и взрослыми.
  • Уметь различать ситуации конфликта и какое – либо случайное действие под контролем педагога.

3-й класс:

  • Принятие и выполнение правил и норм поведения в классном количестве.
  • Уметь под контролем педагога вступать в игровую деятельность, соблюдая правила игры.
  • Выполнять самостоятельные навыки самообслуживания, при минимальном пассивном контроле взрослого
  • Иметь правильную позицию в социальных взоимоотнашениях со взрослыми под контролем педагога.
  • Уметь различать конфликтную ситуацию, и своевременно обратиться к педагогу за ее разрешением.

4-й класс:

  • Принятие и выполнение правил и норм поведения в школе, общественных местах.
  • Уметь оценить свое поведение и поведение окружающих.
  • Иметь способность к самоорганизации собственной деятельности.
  • Уметь адекватно общаться и вступать в социальные отношения с педагогами школы.
  • Уметь поддерживать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Уметь сотрудничать со взрослыми и одноклассниками.
  • Самостоятельно выполнять навыки самообслуживания.
  • Уметь различать конфликтные ситуации во взаимоотношениях и избегать их.

Направление IV. Художественно-эстетического воспитания.

1-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при обучающей помощи педагога.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
  • Регулярно посещать какой-либо факультатив школы.

2-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • Принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при контролирующей помощи педагога.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
  • Иметь положительную мотивацию к посещению библиотеки, музея, выставки, театра, кинотеатра под руководством педагога.

3-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • Принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при минимальной помощи педагога.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
  • Иметь положительную мотивацию к посещению библиотеки, музея, выставки, театра, кинотеатра под руководством педагога.
  • Проявляют интерес к творческой деятельности по образцу.

4-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • Уметь проявлять инициативу в играх-драматизациях при пассивной помощи педагога.
  • Уметь проявлять интерес к различным видам искусства.
  • Проявлять активность к посещению библиотеки.
  • Иметь положительную мотивацию к посещению библиотеки, музея, выставки, театра, кинотеатра под руководством педагога.
  • В играх-драматизациях участвуют с желанием, проявляя творческое исполнение взятой роли.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке.
  • Могут самостоятельно выполнить творческую работу.
  • Уметь использовать все выразительные средства при участии в КТД с направляющей помощью педагога.
  • Уметь переживать положительное эмоциональное состояние в процессе подготовки и участии в КТД
  • Иметь положительную мотивацию к посещению факультативов и кружков в школе и вне школы.