Проблемный подход в изучении химических производств в школьном курсе химии

Разделы: Химия


Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов и т.д.

Я использую в своей практике технологии проблемного обучения . Это дает положительные результаты. Как это “происходит”,предлагаю рассмотреть на на примере, изучения химических производств в школьном курсе химии.

Необходимость углубленного изучения темы “Химические производства” обусловлена недостатком учебного времени в рамках уроков химии и вместе с тем практической значимостью материала. Реализация данного курса позволяет решить следующие задачи:

  • установление взаимосвязей между свойствами изученных веществ, их применением и получением, закономерностями протекания химических реакций;
  • расширение естественнонаучного кругозора учащихся посредством объединения химических, физических, экономических, экологических, технологических знаний в единую систему;
  • формирование умения проектировать и моделировать систему на основании ее параметров и прогнозировать особенности ее функционирования;

В работе используется коммуникативно-направленная групповая работа, проектно – исследовательская деятельность,выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение . Здесь высока роль самостоятельной работы ученика на занятиях и состоит из следующих этапов:

1. Самостоятельная работа учащихся (группы учащихся) с учебными картами, в содержании которых отражено практическое значение продукта, сырье, химические реакции, лежащие в основе производства, их характеристика, условия проведения; аппараты, обеспечение экологической безопасности., технологические принципы производства и т.д.. Работая с ними, учащиеся готовят вопросы , т.е. учатся задавать вопросы. (в ходе работы с картами учащиеся обнаруживают несоответствия, противоречия между выявленными фактами.) В этом случае проблемы формируют сами учащиеся, сами занимаются разработкой проблемных вопросов. (Наиболее удачно найденные проблемные ситуации)

Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.

2. Пресс-конференция ( отвечаем на вопросы учащихся) На данном этапе проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую. Происходит переход проблемного вопроса в проблемную ситуацию, для разрешения которой используются чаще всего такие формы как дискуссия и научный спор

3. Семинар “Производственные расчеты” Решение экономических и экологических проблем.

В рамках которого используются различные способы создания проблемной ситуации. Например, Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. Решение экономических и экологических проблем.

4. Подготовка отчета (самостоятельная работа учащихся по моделированию производства).

На моем сайте к некоторым урокам размещены дополнительные ссылки “Экскурсия к уроку” на сайт виртуальной экскурсии, созданный в результате проектной деятельности учащиеся в рамках элективного курса “Основы химических производств”

Учитывая возрастающий интересом к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием в подростковой среде, моделирование производств происходит с использованием мультимедийных возможностей новейших компьютерных технологий, а именно высокоразвитой формы трехмерного интернета Second Life. Если выстроить в этом пространстве различные производства, то любой ребенок может сам, в удобное для него время, без разных потерь “попасть” на интересующее его производство.

Second Life – стремительно развивающаяся виртуальная вселенная. Этот трехмерный мир был разработан компанией Linden Lab в 1999 году.

Мир Second Life создается самими жителями этой вселенной. Любой зарегистрированный в Second Life может стать строителем, дизайнером одежды, разработчиком транспорта и т.д.

Это не игра!. Пространство Second Life соизмеримо с реальным: тут также меняется время суток и почти все то, остальное, к чему мы с вами привыкли в реальной жизни. Основное отличие этого виртуального мира от трехмерных игр состоит в том, что здесь, во второй жизни, вам предоставляются огромные возможности для творчества и самореализации, здесь нет целей и задач, отсутствуют какие-либо уровни и задания, и каждый сам выбирает то, чем ему будет интересно заниматься. К примеру, сегодня я хочу сделать (купить, перестроить…) себе дом, а завтра завод.

 Для создания объектов внутри этой виртуальной вселенной есть 3д-редактор, для програмирования разработан специальный язык

В настоящее время зарегистрировано порядка 15 миллионов пользователей со всего мира. Second Life имеет возможность вести звуковое общение голосом. Не сомневайтесь, вы быстро найдете там себе друзей и собеседников.

Для объединения по каким-то интересам в Second Life есть группы.

Внешний вид Вашего персонажа ограничивается только Вашей фантазией.

Не смотря на то что “…экскурсионные занятия являются также неизбежной формой естественнонаучной работы, как и лабораторные в настоящее время экскурсия теряет популярность у учителей, несмотря на свою дидактическую значимость как метода обучения и многогранность как организационной формы обучения. (Ведь основная дидактическая функция большинства учебных экскурсий по химии заключалась в иллюстрации изученного на уроках учебного материала. ) Главная причина кроется в недоступности большинства объектов. Здесь на первый план выходят экономические причины. Кроме этого следует учитывать, что большинство учащихся к восьмому классу уже страдают различными хроническими заболеваниями, поэтому предприятия нефте- и углепереработки, металлургические, лакокрасочные заводы не могут быть объектами экскурсий. Правила техники безопасности исключают из числа объектов посещения химические лаборатории заводов, аптек, профильных факультетов вузов. Эти серьезные ограничения успешно снимаются при использовании средств новейших информационных технологий. А использование технологии проблемного обучения способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.