Практическая работа "Изучение приспособленности организмов к условиям обитания"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Конспект урока

Организационная информация
Тема урока: Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания»
Предмет: Биология
Класс: 11
Название темы или раздела учебного курса: Глава XI. Механизмы эволюционного процесса. Урок 7
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс Учебник:Биология. Базовый уровень. Под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М. «Просвещение». 2008 г.
Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц, 2009), методические рекомендации к учебнику «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица. М.: Просвещение. 2004 г.
Методическая информация
Тип урока Урок комплексного применения знаний
Цели урока
  • Образовательные:
    • обобщение и систематизация знаний учащихся о приспособленности организмов к условиям обитания и её относительности,
    • отработка практических навыков определения видов приспособленности организмов к различным условиям обитания и выявление их относительности,
    • формирование навыков выполнения задания по алгоритму.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование открытой познавательной позиции,
    • продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, объяснять известные понятия и формулировать новые;
    • продолжить развитие умений аргументировать свою точку зрения, приводить доказательства; обосновывать своё отношение к новой информации и полученным знаниям; регулировать и оценивать собственную интеллектуальную деятельность;
    • развивать критическое рефлексивное мышление учащихся;
    • обогащать словарный запас и развивать коммуникативные свойства речи.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование у школьников умения работать в команде, проводить самооценку своей деятельности, уважать мнение собеседника, уметь отстаивать свою точку зрения; развитие наблюдательности и познавательного интереса к природе, чувства ответственности за её сохранение и бережного отношения ко всему живому.
Задачи урока
  • Образовательные:
    • расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности  организмов к среде и условиям обитания;
    • продолжить формирование умений объяснять причины возникновения различных приспособленностей организмов к окружающей среде, определять их относительность.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.
  • Практические: научить выявлять приспособления к среде и условиям обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах).
  • Воспитательные: продолжить формирование интереса к изученному материалу и предмету, показать необходимость бережного отношения к природе, умение видеть необычное вокруг себя.
Используемые педагогические технологии,  методы и приемы
Фронтальный опрос, работа в малых группах, метод учебной работы по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, интерактивные методы, стратегия ИДЕАЛ.
Время реализации урока: 45 минут
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе урока.
Знания: актуализация знаний о формировании приспособленности, видах приспособленностей организмов, факторах эволюции; закрепление биологический терминологии (адаптация, приспособленность, среды жизни, условия обитания).
Умения: приобретение практических умений определять виды и типы приспособлений организмов к среде и условиям обитания, выявлять их относительность;сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
Навыки: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природе, внимательного отношения  и бережного отношения к ней.
Необходимое оборудование и материалы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы: авторские фото- и видеоматериалы, мультимедийная презентация.

Дидактическое обеспечение урока

  1. Гербарии растений.
  2. Авторские фотографии растений и животных Приморского края.
  3. Компьютерная презентация.

Список учебной литературы

Учебник:Биология. Базовый уровень. Под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М. «Просвещение». 2008 г.
Цели, задачи дидактического материала Цели: актуализация знаний о механизмах действия факторов эволюции на примере формирования адаптаций у организмов разных условий обитания. Развитие практических навыков работы с новой информацией, объектами. Повышение интереса к предмету, окружающей природе.
Содержание дидактического материала Слайд 1. Титульный, название урока.
Слайд 2. Цели урока.
Слайд 3. План урока
Слайд 4. Вопросы «Всё об адаптациях».
Слайд 5. Разминка «Назовите приспособленность организмов». Подготовка к практической работе.
Слайд 6. Практическая работа. Алгоритм выполнения.
Слайд 7. Алгоритм действий: Стратегия ИДЕАЛ.
Слайд 8 – 12. Результаты работы групп.
Слайд 13. Рефлексия.
Слайд 14. Домашнее задание.
Слайд 15. Использованные источники.
Слайд 16. Спасибо!
Слайд 17 – 21. Ответы (гиперссылки) к слайду 4.
Слайд 22 – 24. Подумаем? Вопросы к группам.
Слайд 25. «Уссурийский баклан».
Место мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и использование в образовательном процессе Компьютерная презентация  используется в течение всего урока на всех его этапах: проверки знаний, подготовке к проведению практической работы, демонстрации результатов работы групп, рефлексии, домашнем задании.
Возможно использование отдельных её элементов на других уроках (для проверки знаний, повторения изученного и др.), а так же – при изучении новой темы.
В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа материалов

Изучение разнообразия приспособленностей организмов к условиям обитания лучше всего усваивается учащимися при использовании натуральных объектов, однако не всегда предоставляется возможным обеспечить их разнообразие в рамках кабинета биологии. Использование авторских фотографий и видеофильмов растений и животных, в том числе своего региона (Приморского края) – хорошая возможность не только разнообразить урок, но и обратить внимание учащихся на то, как органично устроена природа и как много действительно интересного и познавательного окружает нас. Технологическая карта урока – это основа, которую учитель, использующий её вместе с дополнительным материалом – фотографиями, может, комбинируя, провести несколько совершенно разных уроков.

Технологическая карта урока

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учащихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1, 2, 3). Подготовка к работе: пробуждение интереса к практическому закреплению ранее изученного материала, начинается ещё на перемене, когда учащиеся входят в класс и начинают рассматривать фотографии, размещённых на стенде (всего 30 фотографий).
Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач (7 мин.).
1. Выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем уроке (фронтальный опрос).
2. Создаёт проблемную ситуацию.
Разминка: «Назовите общую приспособленность изображённых организмов» (слайд 5).
Ответы на вопросы – Приложение 1.
1.Отвечают на поставленные вопросы (слайд 4).
2. Решают предложенную учителем задачу: определить, какие приспособления к условиям обитания имеются у предложенных для рассмотрения организмов (используется региональный компонент).
Анализ задания, раскрытие творческих способов решения его элементов (3 мин.)
1. Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала: гербарии растений разных мест обитания.
2. Определяет форму представления результатов: групповая защита.
3. Распределяет класс на несколько групп (путём жеребьёвки) – 5 (по четыре человека в группе).
4. Организует деятельность учащихся по решению поставленных задач:
1) каждой группе выдается несколько гербариев растений и учащимся нужно определить общий тип адаптации (адаптаций), их объединяющий. (Приложение 2)
2) Найти среди изображенных на фотографиях растений и животных тех, которые, по их мнению, имеют такие же адаптации (т.е. относятся к такому же виду адаптаций).
Группы:
1. Изучают алгоритм выполнения практической работы (слайд 6).
2. Получают гербарии растений для их изучения и определения приспособленностей.
3. Используют стратегию ИДЕАЛ для решения поставленной задачи (Слайд 7).
Самостоятельное выполнение практической части работы (6 мин.).
1. Координирует работу групп.
2. Помогает справиться с трудностями.
3. Предоставляет учащимся необходимую дополнительную информацию по гербарным растениям и изображенным на фотографиях организмах (Приложение 3).
1. Решают поставленные задачи:
– определяют черты приспособленности конкретных организмов (или групп организмов), используя полученные ранее знания;
– выбирают из предложенных фотографий те, которые имеют отношение к конкретному виду приспособленности.
Представление и обсуждение результатов (20 мин.).
1. Создаёт ситуацию успеха.

2. Заслушивает результаты работы команд:

1) Группа «Приспособление к раннему цветению». Слайд 8.
2) Группа «Приспособления к опылению» (насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения). Слайд 9.
3) Группа «Приспособленность к сложным условиям обитания». Слайд  10.
4) Группа «Приспособленность к распространению плодов и семян» (приспособленность у цветковых и голосеменных растений к распространению плодов и/или семян с помощью животных, ветром). Слайд 11.
5) Группа «Приспособления к среде обитания». Слайд 12.

3. Задаёт уточняющие вопросы:

1) Группа 1: «Какова продолжительность жизни первоцветов? За счёт каких ресурсов этих растений так быстро развиваются?»
2) Группа  2: «Чем различаются цветки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?»
3) Группа  3: «Почему актинидии нужна опора, лишайник может расти на камнях, а кедровый стланик называют ползучей сосной?»
4) Группа  4: «Почему шишки ели целые, а кедровой сосны – объеденные (белкой)? (Слайд 22) Как называется «плод» тиса остроконечного?»
5) Группа  5: «Почему чернохвостая чайка имеет две разных окраски перьевого покрова?» (Слайд 24).

4. Ответы на вопросы – Приложение 1.

5. Подводит итоги работы, выставляет оценки.

1. Представляют совместно результаты своей работы по плану (слайд 6) (время – по 3-4 минуты на группу).
Результаты работы команд (выбранные фотографии, определённые виды приспособленностей) – слайды 8-11.
Примечание: большое число фотографий не только предоставляет большую возможность выбора учащимся, затрудняет им задачу, но и повышает разновариатность проведения уроков в разных классах. В данном случае представлен один из возможных получившихся вариантов урока.
2. Отвечают на вопросы учителя и членов других групп (слайды 22, 23, 24).
3. Воспринимают и осознают различные взгляды на одно и то же явление: использованные на этапе разминки изображения животных (уссурийского баклана, чернохвостой чайки, японской мохнатоголовой собачки) группа  5 использовала для описания других адаптаций.
4. Используют вариативные способы описания и анализа одного и того же явления, события.
5. Синтезируют в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы.
6. Проявляют различные идеи и неоднозначные суждения на одно и то же явление. В чём относительность данных приспособленностей организмов?
7. Определяют степень усвоения знаний и развитие практических навыков по их применению в конкретной ситуации (при ответах на вопросы, выполнения практической работы).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин.)
Формулирует основные выводы урока: в ходе практической работы учащиеся научились выявлять и определять черты приспособленности организмов к условиям обитания; повторили и закрепили биологические термины; получили навыки работы в команде, публичного выступления; расширили представления о многообразии живой природы, её уникальности и неповторимости.
Выявляет степень удовлетворенности учащихся занятием.
Организует рефлексию, задаёт вопросы (слайд 13).
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке.
Домашнее задание (3-4 мин.) Слайд 14.

Список литературы:

1. Верн Грант. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционной теории. Мир, М., 1991.
2. Н.Н.Иорданский. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 425 с.

Интернет-ресурсы

1. http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_05.htm
2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=drejf
3. http://botsad.ru/div_plants.htm
4. http://botan0.ru/?cat=2&id=158
5 http://www.ecology-portal.ru/publ/11-1-0-949
6. http://fish.dvo.ru/fishshow.php?kod=375
7.http://hipermir.ru/topic/pticy/baklan/
8. http://lib.rus.ec/b/256709/read
9. http://www.molomo.ru/myth/cormorant.html
10. http://www.treefrog.ru/home/item/25-primrose-primorye-taiga.html
11. http://viaprog.vrn.ru/bee/book-1956/korm_basa_6_1.html
12. http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm