Использование регионального компонента и лингвистического краеведения на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


I. Экскурс в прошлое

Отчий край, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно и слово «Родина». Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают его с семьёй, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально значимой деятельности. Без знания своего собственного региона невозможны выбор и осуществление человеком культуросообразного образа жизни.

Вот почему о необходимости изучать окружающую жизнь, родной язык, использовать местный материал в воспитании и обучении юных писали Ян Амос Коменский, А.Дистервег, М.В.Ломоносов, Д.Д.Семёнов, другие зарубежные и отечественные педагоги, писатели, общественные деятели. К.Д.Ушинский отмечал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека».

И как бы мы сегодня не относились к значительной работе по осуществлению регионального подхода к школьному образованию, приходится признать: мы далеко не в полной мере осознаём значимость педагогического опыта отечественной школы Х1Х – начала ХХ веков в решении рассматриваемой проблемы.

Совершим экскурс в прошлое. В Х1Х веке, когда развивающаяся буржуазная Россия искала новые внутренние объекты для приложения капитала, возник интерес к познанию своей страны (отечества). Конкретное выражение этого интереса вылилось в движение, названное «отечествоведение» (отечество – страна, в которой человек родился). Центром его стало создание в 1845 году Русского Географического Общества, которое добилось больших результатов в изучении России. На основе «отечествоведения» возникло «родиноведение», как движение, преследующее те же цели, но в расчёте на малую территорию.

Д.Д.Семёнов написал первое краеведческое пособие для средних школ «Уроки географии» (1864), где дал обоснование необходимости активного познания местного края силами учителя и учащихся. Семёнова Д.Д. можно назвать по праву пионером теории русского школьного краеведения.

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления оказали труды К.Д.Ушинского. Учебный предмет «родиноведение» (дословно: знание места, где ты родился) преподавался в школах с 1872 года.

С 1914 года в педагогическое обращение входит термин «краеведение» (буквально означающий – знание природы, истории и др. отдельных местностей страны, т.е. краев).

В советское время краеведение получило дальнейшее развитие. Так, в Постановлении ЦК ВКП(б) от 25.10.1935 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось на необходимость введения элементов краеведения в построении основных предметов школы. «Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальной культуры народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементов краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т.д.).

Н.К.Крупская рассматривала краеведение как средство всестороннего развития ребёнка, она писала: «Наша школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книги жизни. Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности… Он должен быть в сущности краеведом».

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений в походах и экскурсиях под руководством учителя.

В конце 90-х годов ХХ века предпринимаются попытки введения специальных краеведческих предметов в системе общего образования. Так, в Москве с 1996 года введен спецкурс «Москвоведение» для учащихся школ столицы. Аналогичные курсы введены в Омске, Рязани, Санкт-Петербурге и других субъектах Российской Федерации. Такой курс введен и в Краснодарском крае и называется «кубановедение».

И, наконец, в последнее время у нас появился ещё один термин, который связывают с понятием «краеведение», это «регионоведение» и «региональный компонент». Этот термин применим к более обширным пространствам (территориям), чем край или область. Регион – группа соседних стран или территорий, объединённых по каким-нибудь общим признакам.
И вот в соответствии с положением о департаменте образования и науки Краснодарского края, утверждённым постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.05.2004 года №452, решением коллегии департамента образования и науки от 27.10.2004 года №3/6 «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» выходит приказ ДОН от 14.12.2004 года за №01.8/2228 «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению».

Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в законе Российской Федерации «Об образовании». Основополагающая идея закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. В русле этой идеи и разработан минимум содержания общего образования по кубановедению, так как прежде чем ребёнок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

Данный документ определяет обязательный минимум учебного материала, который является смысловым стержнем для самостоятельной учебной дисциплины – курса «Кубановедение» и одновременно для 10-15% содержания от объёма федеральных программ и позволит на качественно новом уровне реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе РФ «Об образовании»:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;
  • гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

II. Региональный компонент в курсе русского языка

Функционирование русского языка имеет свои территориальные особенности в разных регионах России. Специфика Кубани как лингвистического объекта состоит в том, что она представляет собой один из наиболее полиэтнических регионов.

Исторически сложилось так, что на Кубани тесно соседствуют носители разных языков, обрядов, обычаев, представители разных религий. Языковые и культурные традиции наиболее прочно сохраняются в местах компактного проживания национальных групп: русских, украинцев, адыгов, армян, греков и др. С конца ХУ111 века на Кубани на основе русских и украинских этнографических групп, объединяющих выходцев из запорожского и донского казачества, а также крестьян из южнорусских и украинских губерний, формируется кубанское казачество с его уникальным бытом, культурой, менталитетом. Возрождение традиций казачества, а также миграционные процессы последнего времени усилили мозаичность населения края, что, несомненно, находит отражение и в функционировании языка.

Изучение русского языка на региональной основе предполагает последовательное и систематическое включение в общеобразовательную программу местного языкового материала. Объектом лингвистического краеведения могут быть местные говоры, городское просторечие, ономастика, топонимика, язык местного фольклора, местных писателей, исторических документов. Введение регионального компонента ставит целью:

  • воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, этнографии родного края;
  • обогащение пассивного словарного запаса учащихся за счёт местной лексики и фразеологии;
  • предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок, вызванных влиянием диалектного окружения.

Использование регионального компонента не предполагает введения новых разделов в курс русского языка и, следовательно, дополнительных часов. За основу берётся любая из действующих государственных программ. Региональный материал является вторичным по отношению к базовому объёму знаний по русскому языку и может вводиться только после предварительного практического ознакомления учащихся с общими вопросами диалектологии, ономастики в тактичной форме. Региональный материал должен быть посильным для учащихся и тематически организованным. Нет необходимости насыщать им каждый урок.

Включение в общеобразовательный курс русского языка регионального компонента расширяет требования к умениям и навыкам. Учащиеся должны:

  • иметь элементарные знания о причинах этнической и языковой пестроты на Кубани;
  • знать основной языковой состав этнических групп, населяющих Кубань, иметь представление о генеалогических связях этих языков;
  • уметь анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормированного литературного языка и местной речи;
  • понимать значение местных слов, оборотов речи, пословиц, поговорок;
  • находить диалектизмы в языке местного фольклора, художественной литературы, исторических документов, местной печати, справочников и путеводителей.
  • уметь пользоваться диалектизмами для создания речевой характеристики персонажей, местного колорита в устном и письменном связном рассказе на региональные темы;
  • уметь находить в собственной речи ошибки, вызванные влиянием местных говоров, и исправлять их.

Региональное наполнение курса позволяет оживить урок, раздвинуть его рамки, вынести урок в семью, на улицу, в историко-краеведческий музей, архив, библиотеку, редакцию местной газеты.

Эффективность использования краеведческого материала на уроках и внеклассных занятиях бесспорна, так как помогает почувствовать и полюбить ещё сильнее свою малую родину – Кубань.

Всё это является той системой, которая помогает относиться с уважением к своей и другим культурам, способствует пониманию значимости своего села, района, края в жизни России.

III. Краеведение как источник обновления современной методики русского языка

Одна из самых насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено «воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру».

О роли школьного предмета «русский язык» в своё время писал академик Ф.И.Буслаев: «Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку».

И ставится животрепещущий вопрос:
– Как же приобщить ученика к изучению истории и культуры родного края?
– Как воспитать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

Однозначно, сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Но, пожалуй, только учитель-словесник тщательно отбирает «крупинки золотой пыли» – интересные тексты для упражнений, диктантов, изложений, отражающие региональный культуроведческий компонент, – превращает их в сплав и выковывает свою «золотую розу».

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь и гордость к малой родине, своей стране. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания.

IV. Формы работы

Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Приведу примеры наиболее применимых к уроку в рамках 10-15 минут.
1. Словарная работа, в ходе которой выполняются задания:

  • найти в толковом словаре значения указанных слов;
  • перевести диалектные слова на современный язык;
  • узнать слово по его описанию;
  • подобрать синонимы, антонимы к данному слову;
  • составить «тематические словарики» и т.д.

2. Работа с «малыми текстами» – выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Эта серия заданий включает следующие рубрики:

  • Знаете ли вы, что…
  • Это интересно…
  • Откуда это…
  • Почему мы так говорим? и т.д.

3. Лингвистический анализ текста, содержащего краеведческий материал.

4. Работа с текстами-информаторами, используемыми для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.

5. Продуцирование собственных текстов – наиболее значимая форма работы по краеведению. Она включает в себя задания следующих типов:

  • передача содержания текста средствами иного стиля;
  • развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера;
  • изложение с творческим заданием;
  • сочинения различных жанров;
  • реферат на краеведческую тему.

Подбор текстов осуществляется не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3