Учебное исследование по теме "Кукла в национальном костюме. Московская губерния"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Цель: научить детей проводить самостоятельное исследование.

Задачи:

  • Организация исследовательской деятельности детей.
  • Знакомство с особенностями традиций Московской губернии.
  • Анализ деталей зимнего костюма Московской губернии
  • Анализ русского романса Н.Цыганова «Красный сарафан» с точки зрения обычая и обрядовой свадебной традиции Московской губернии

Оборудование.

  • Карточки с символическим изображением «методов исследования» 3 комплекта:
    • Рассмотреть.
    • Подумать.
    • Посмотреть в Интернете.
    • Провести эксперимент.
    • Прочитать в книге.
    • Спросить у специалиста.
  • Маленькие листочки бумаги для записей пиктограмм.
  • Ручки, карандаши, фломастеры.
  • Журнал №1 «Куклы в народных костюмах. Зимний костюм Московской губернии» – 3 шт. ООО «Де Агостини», Россия 2011-2012
  • Фарфоровая кукла в зимнем национальном костюме Московской губернии – 3 шт.
  • DVD-проигрыватель с флешкартой.
  • Флешкарта с песней «Красный сарафан» сл. Н.Цыганова, муз. А.Варламова.
  • Академические головные уборы и мантии для помощников-«добровольцев».
  • Магнитная доска, магниты.

Конспект занятия

1. Оргмомент

Приветствие и постановка цели и задач.

– Сегодня будем учиться проводить самостоятельное исследование.

Класс делим на 3 подгруппы и располагаемся вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых мы впоследствии будем раскладывать карточки с методами исследования.

У: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца» (выбираем энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью). Им предстоит вместе с учителем выполнять работу от первого до последнего этапа.

Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.

2. Выбор темы

Тема исследования должна быть интересна для детей, поэтому дети выбрали её сами заранее.

Журнал, в котором написано, что это кукла в зимнем национальном костюме Московской губернии, не показываем детям до определенного момента.

Тема нашего исследования: «Кукла в зимнем национальном костюме».

Куклу в национальном костюме кладем на середину образованного сидящими детьми круга.

3. Составление плана исследования

– Наша задача  – получить как можно больше новых сведений о кукле, лежащей перед вами и подготовить о ней  сообщение – небольшой доклад.

– Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.
– Как это можно сделать?
– Существует много способов добычи информации – «методов исследования».
– Попробуйте сами определить эти методы.
– Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
– Что мы должны сделать в начале?

4. Коллективное обсуждение

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно «узнать из книг», кладем перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые дети не назовут, следует подсказать.

Получилось, что карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед детьми на столе, разложены бессистемно, по мере случайного поступления предложений от них.

5. Приведение плана к системе

Беседа.

– Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
– Что нам следует сделать в самом начале?
– С чего начать наше исследование?
– Что делать во вторую, третью очередь и далее.
– Выберем самый легкий и простой для нас с вами метод исследования.

Решаем, что сначала надо «рассмотреть», а потом «подумать самостоятельно».
Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «рассмотреть», затем на второе место «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос – «Что нам следует сделать после этого?».
Так мы постепенно выстраиваем линию из карточек:

  • «рассмотреть»,
  • «подумать самостоятельно»,
  • «спросить у другого человека»,
  • «посмотреть в книгах».

Говорим и показываем детям, что существуют и другие методы «посмотреть по телевизору», «обратиться к Интернету», «провести эксперимент», «понаблюдать», но мы их сегодня не можем использовать по разным причинам.

6. Сбор материала

Теперь, когда мы определили и систематизировали исследовательские методы, мы начинаем действовать по намеченному плану.
Все полученные сведения сразу будем фиксировать с помощью пиктографического письма.
На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

Первый из выделенных нами методов – «рассмотреть»
Например, рассмотрев, приходим к выводу: на кукле шубка
Идею фиксируем, т. е. рисуем шубку.
И эта идея уже не забудется.
Значки и символы нужно делать быстро.

Переходим ко второму методу «подумать самостоятельно».

Давайте подумаем, что вы можете сказать про шубку, платок, сапожки, сарафан (это изображения на рисунках – пиктограммах)

«Спросить у другого человека» – следующий метод исследования и пункт нашего плана.

Вопросы можно задавать всем присутствующим – детям и взрослым.

Ученики задают вопросы учителю. Сначала вопросы смешные. Например, почему у куклы руки. Потом появились вопросы: «Почему сарафан красный? Почему на подоле вышитые узоры? Почему на голове платок? На ногах красные сапоги?» и т.д.

Учитель отвечает на вопросы по мере их поступления и в силу своих знаний.

Вот ответ на вопрос о красном сарафане.

У: Я отвечу на ваш вопрос «Почему сарафан красный?», но сначала прослушайте русский романс «Красный сарафан», который исполняется в виде диалога молодой девушки перед свадьбой и её матери.

7. Слушание

У: А теперь задавайте мне вопросы.
Д: Почему девушка просили мать не шить ей красный сарафан и не расплетать косу на две?
У: Красный на Руси – цвет красивый, праздничный. Красный сарафан одевали на свадьбу.
Дети закрашивают сарафан красным.
У: По старинному обряду незамужние девушки носили одну косу и головные уборы, которые не покрывали макушку головы.  Перед свадьбой косу расплетали и заплетали 2 косы. Это обозначало, что она нашла своего суженого. Ей надевали платок, покрывающий макушку головы. Информация в журнале.

Переходим к другому методу «Узнать из книг».

1. Рассмотрите иллюстрации в журнале.
2. Ответ на вопрос, почему на подоле сарафана вышитые узоры мы найдем в журнале на с.8

Учитель просит прочитать требуемую страницу или сам читает нужный текст вслух:
«... Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле... Таким образом, ... можно отнести к своеобразному образцу гражданского паспорта».
Зафиксируйте новые идеи. Дети схематично на подоле сарафана рисуют узоры

После того, как в журнале на с.9 дети прочитали и зафиксировали информацию, что на шубе узоры для красоты, а покрытие тканью «являлось признаком благосостояния», учитель подводить детей к мысли, что зимой шубы носят там, где холодно. А где зимой холодно? И где носили такую одежду?
Дети рассматривают обложку журнала и отвечают, что это национальный костюм Московской губернии, где зимой снежно и холодно, а люди все равно хотели выглядеть красиво.

Работу по сбору информации надо проводить быстро.

8. Обобщение полученных данных

Раскладываем на столе наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали?
Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

9. Выделение главных и второстепенных идей

Разложить пиктограммы в определенной последовательности.
Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…

10. Доклад

Надеваем на исследователей академические головные уборы и мантии.
Наши исследователи делают сообщение – «Кукла в национальном костюме».
Выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

Примерное сообщение-доклад

Объектом нашего исследования была фарфоровая кукла в зимнем костюме. На кукле мы видим шубу, покрытую тканью, что могли позволить себе богатые люди. Шуба украшена вышивкой для красоты. Кукла одета в красный сарафан, который на Руси одевали девушкам в день свадьбы. Подол сарафана украшен вышитыми узорами, по которым читалась информация: замужем девушка или нет, умирал ли кто в семье. Голову девушки покрывает платок, что подтверждает её замужний статус. На ногах сапоги, что позволить могли себе богатые люди. Сапоги красные, значит, она идет на праздник.

11. Обсуждение и подведение итогов

Дети пришли к выводу, что это верхний зимний наряд невесты Московской губернии.

Данное занятие является итоговой контрольной работой учебного дистанционного курса педагогического университета «Первое сентября».

Использованная литература

1. И.С.Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
2.  Журнал №1 «Куклы в народных костюмах. Зимний костюм Московской губернии». ООО «Де Агостини», Россия 2011-2012.