Свойства вычитания (по программе "Начальная шкорла XXI века"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: формировать умения использовать свойства действий при вычислении (вычитание одинаковых чисел известными способами, из меньшего числа нельзя вычесть большее).

Развивать вычислительные навыки учащихся.

  1. Продолжить обучение решению задач с использованием действий вычитания и сложения.
  2. Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД –коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные), повышением познавательной активности обучающихся.
  3. Способствовать воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки, быть сильными и смелыми, спортивными.

Оборудование урока:

  1. Учебник Математика 1 класс. В.Н. Рудницкая.
  2. Рабочая тетрадь Математика 1 класс. В.Н. Рудницкая.
  3. Карточки со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства.
  4. Математические веера с числами.
  5. Мультимедийная презентация.

Работаю по новому для нашей школы учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Методика обучения этого комплекта обеспечивает:

  • полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и успешность его учения;
  • формирование учебной деятельности и познавательных интересов учащихся.

В первом классе введён курс «Математики». Основная задача этого курса – научить детей учиться, именно на это направлены практически все задания и учебника, и рабочих тетрадей. Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области математики.

Хронометраж по этапам урока:

№ этапа урока Название этапа урока Время выполнения (минуты)
1 Организационный момент. 2
2 Устный счет. 5
3 Постановка учебной задачи урока(беседа) 4
4 Актуализация опорных знаний 6
5 Физминутка. 2
6 Построение проекта выхода из ситуации 8
7 Первичное закрепление (по алгоритму) 5
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму 5
9 Физминутка. 2
10  Включение нового знания в систему и развитие умений. 3
 11 Подведение итогов. Рефлексия. и анализ работы. 3
  Итого по времени: 45

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Организационный момент
Слайды 1-2



















Слайд 3

Слайд 4
– Я хочу начать урок математики с игры:
Релаксационная игра «Дерево».
Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах.

– Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим Сильным дубом, стройной берёзкой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получится!!! Откройте глаза и садитесь.
Девиз урока:
Математика нужна!
Математика важна!
В жизни пригодиться!
Изучая математику,
Не следует лениться!
– Пусть эти слова будут напутствием на уроке. - Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок с вычислений.
– На протяжении первого полугодия, цель на уроках была научиться:
– устному счёту,
– складывать и вычитать выражения.
– логически мыслить.
– Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим?

Учение – это сила.
Внимательно слушают

Данная игра проводится для снятия волнения, напряжения.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
2. Устный счёт
Диск







Слайды 5-6








Слайыд 7-15
Электронный образовательный ресурс Вентана-Гранта
1. Часть 1
II
Число и счёт
4 - Какие числа пропущены на линейке?
2 4 8
– Какое время года сейчас?
– Какие зимние соревнования проходят зимой?

Так как наша страна готовится к Зимним Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 г. Международное спортивное мероприятие, которое пройдёт с 7 –по 23 февраля 2014 года. Разыгрываются медали 98 комплектов в 15 видах спорта.

2. Часть I
VII Логика – математическая задача.
5 Сколько ребят пойдёт на лыжную прогулку? 4 чел.

3. Найди лишний пример:

Посчитаем устно.
6+0=
5+3=
0-5=
2+8=
4-6=
11-11=
– Какие примеры лишние? Почему? Посмотрите, что у них получились?
– Кто согласен? (не согласен?)
– Почему? Почему допущены ошибки?
– Назвать порядок натуральных чисел;
– Показать какое число следует при присчитывание чисел;






Формулировать выводы на основе сравнения, обобщения.
3. Постановка учебной задачи урока
(беседа)


Слайд 16
– Догадались ли вы какова тема нашего урока?
– Какие затруднения возникли при вычитание?
– Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.
Вместе с учащимися формулируются задачи:
Повторить правила (свойства) при сложение.
– Закрепить знание правила по свойств сложения.
– Применять правило при решать задачи с использованием действий вычитаний.
Высказывают предположения.
– Вычитание чисел.


Высказывают предположения.
Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности.
4. Актуализация опорных знаний.
Слайд 17


– Какие правила и свойства нам помогут пригодиться на уроке? Лишние мы уберём, а нужные разделим на группы.
А+В =В+А
А-А=0
А+0 = А
0+А=А
– Что мы повторили?
– Выполнили одну из поставленных задач.
У нас затруднения, как найти свойства вычитания одинаковых чисел и вычитать из меньшего большее.
Тема нашего урока:
Свойства вычитания.
Делят на группы:

– Свойства вычитания
Кодировать информацию в знаково-символической форме.
В сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов,
формулировать выводы обобщения
5. ФИЗМИНУТКА
Слайд 19
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать ,
Шесть за парту тихо сесть
   
6. Построение проекта выхода из ситуации.


Слайды 20-21
Как мы будем это делать? /рассматривают
стр 16 № 1 и 17 №6
Подберите синонимы к слову помогать.
(сотрудничать; оказать помощь, поддерживать, выручать, выводить из затруднения, подавать (руку, помощь), оказывать помощь, тянуть за уши )
Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке, но и в жизни. Это очень важно для нас всех.


– Кто затрудняется, выручайте.
– Подведение итога работы на данном этапе.
– Что мы повторили и закрепили?

Вывод:
1. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.
2. Из меньшего числа нельзя вычесть больше.
3. Числа при вычитании переставлять нельзя.
Дети сидят и работают группами.

– Работать без шума.
– Не ссориться, не спорить, работать дружно.
– Помогать друг другу.
– Помогать, спасать, выручать.

Алгоритм:
Рассмотреть выражение.
Определить какой арифм. Знак, арифметическое действие.
Применить правило

Если из числа вычесть это число...
А-А=0
А-м=С, но если м – маленькое число
м-А#С

Дети работают в парах
Каждая пара называет своего знатока.
Принимать активное участие в работе группами.
Контролировать свои действия в коллективной работе.







Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.






Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников.

Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности
7. Первичное закрепление
(по алгоритму)
Рабочая тетрадь – 12 стр № 9, 1
– Объясняют способ вычисления:
Если к нулю прибавить любое число, то получится тоже самое число;
Если к любому числу прибавить 0, то получится это же число.
К большему числу удобнее прибавить меньшее;
– От перестановки слагаемых сумма не меняется
Коллективная работа по алгоритму


 
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Слайды 24-26



Слайды 33-34
– А сейчас мы проверим свои знания.
Сам. раб. № 4(работ в тетрадях) и 5 – у доски 2 ученика.
Вывод: используем свойства, проговариваем правило.
№2 учебник задача
– Прочитайте..
– Что значит число15? Что с ними сделали?
– Что нужно узнать?
– Как изобразить на схеме?
Вывод: условие задачи
Дети сидят и работают группами.

– проверка
Проверили работу соседа и обратно поменялись тетрадями.
Поднимают руки.
Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Контролировать свои действия в коллективной работе

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников
9. ФИЗМИНУТКА – Предлагаю отдохнуть.
«Домик»
Выполняют физминутку.  
10. Включение нового знания в систему и развитие умений – №2 В каких примерах вычитание выполнять нельзя?
№7 в тетради – сам раб
Часть 2 – диск матем
3 геометрические понятия.
10 сколько треугольников. 8 тр.
Применение правила. Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
11. Подведение итога урока.


Слайд 40
– Скажите, кому было трудно на уроке?
– Кто испытывал трудности?
– Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.

– Подведём итог нашей работы.
Итак ……….
Нам поможет карточка:
роке
– Я всегда буду…
– Свойства сложения и вычитания.
– Решать задачи.
– (интересно, скучно, легко, трудно…)
– Надо знать таблицу, уметь решать задачи
– (Успехам товарищей, своим успехам, получил знания…)
– Выручать своих товарищей.
Понимание причин успеха в учёбе.
Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
12. Рефлексия. – Ребята, посмотрите, пока шёл урок, снег на нашем дереве растаял. Не хорошо дереву зимой без снега. Давайте укроем его вашими снежинками. У вас на партах снежинки 2-х цветов. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите голубую снежинку. А если испытывали затруднения возьмите тёмную снежинку.
(Дети подходят и прикрепляют к дереву снежинки)

Молодцы! Не дали дереву замёрзнуть. Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.



Две снежинки – белую и тёмно-синюю.
Понимание причин успеха в учёбе.