Часть С в 11-м класе на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Сочинение на ЕГЭ даёт 23 балла, то есть третью часть от всего количества баллов, поэтому ему уделяется особое внимание при подготовке к экзамену. Во-первых, оно коренным образом отличается от сочинения литературного жанра как объёмом, так и структурой построения. Во-вторых, каждый текст содержит определённую проблему, которую надо безошибочно выделить и прокомментировать. В-третьих, немаловажна аргументация собственной позиции, что вызывает особенные трудности у учащихся, так как здесь главной целью является убеждение адресата, для чего нужна стройная система доказательств. Затем при ссылке на авторитеты следует избегать фактических ошибок. Сочинение должно быть написано строго по плану, поэтому каждый учащийся не только знакомиться с ним, но и отрабатывает поэтапно каждый его пункт. Исходя из всего этого, я использую конспект урока, который предлагаю своим коллегам. Надеюсь, он пригодится.

Цели урока:

  1. исследование проблемы текста, знакомство с различными категориями проблем;
  2. комментирование авторской позиции;
  3. подбор аргументации.

Образец текста:

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, все не понимая, что оно значит. (2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5) В- третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человек как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого... (10)И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11)И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь. (12)А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! (13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. (17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. (18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19) Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок. (М. Пришвин)

Ход урока

I. Ключевые вопросы урока

  • Что такое проблема?
  • Как выявить проблему текста?
  • Как сформулировать проблему текста?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором в тексте. Это описание – всего лишь иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. И главное – слово «проблема» обязательно должно прозвучать в тексте! Причём не надо путать проблему с авторской позицией – они могут не совпадать. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формируется либо как вопрос, либо сочетанием слов «проблема» с существительным в родительном падеже. Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Он всего лишь обозначил проблему, размышлял над ней, но это не значит, что проблема есть у него…

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем:

  • философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;
  • социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;
  • политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;
  • экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды;
  • нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос.

Например: А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

II. Самое сложное – комментарий!

Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

  1. кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодёжи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой;
  2. можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чём её актуальность;
  3. как автор текста подходит к решению этой проблемы, на каком жизненном или литературном материале строится этот текст, типична ли ситуация, изображённая автором, на какие факты и детали обращает он внимание и почему;
  4. какое впечатление у читателя от содержания текста;
  5. с каким настроением пишет автор ( грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. д.), в чём это проявляется ( конкретные слова и детали);
  6. если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, то неплохо обратить на них внимание;
  7. что автор подчёркивает, что из этого следует и к каким выводам он подводит читателя;
  8. внимание: необходимо комментировать проблему, отражённую в тексте, а не просто текст и его темы.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

  • Что такое комментарий?
  • Каковы типы комментирования текста?
  • Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, обращаемся к толковому словарю: комментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли. Можно выделить два типа комментария.

  • Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  • При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!!!

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?
  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора достаточно привести подходящую цитату из текста. Возразить на это можно следующее: во-первых, далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста, во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст.

III. Авторская позиция

  • В публицистическом тексте авторская позиция обозначена прямо, её легко найти. Но лучше не цитировать целиком предложение, а взять часть цитаты или передать её своими словами.
  • Если же текст художественный, то позиция автора может быть не заявлена прямо. В таком случае обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:
    1. если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, можно написать следующее: «Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что он…»;
    2. некоторые авторы используют «маску», то есть говорят от имени героя-рассказчика, а сами вроде бы остаются в стороне. Что делать в таких случаях? Иногда помогает название или же в речи героя «спрятаны уши сочинителя».
    3. Но не надо ставить знак равенства между автором и героем произведения.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

  • Позиция автора такова...
  • Автор считает, что...
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…      
  • Автор убеждает нас в том, что…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

  • В тексте доказывается мысль о том, что...
  • Основная мысль текста заключается в том, что...

IV. Собственное мнение

Недостаточно высказать только согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен / не согласен с автором, потому что он пишет о…» Вы ведь не о причине своего согласия / несогласия с автором пишете, а подбираете аргументы в защиту / против авторской позиции. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен / не согласен с автором, потому что… и считаю…»

V. Что такое аргументация?

Каковы основные виды аргументов?

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (Я согласен / не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя аргументами. Разберемся в том, что такое аргументация и какие виды аргументов можно использовать в сочинении. В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства, доводы);
  • вывод (общий итог).

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что...

Поддерживающая и опровергающая аргументация

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как...

Не стоит тратить драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

Внимание!

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

ТИПЫ АРГУМЕНТОВ

Естественные доказательства.

Естественные доказательства — это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:

— Делали в этом доме капитальный ремонт?
— Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.

— Всем ли понравился новый фильм?
— Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.

1. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение). В этом случае мы используем в качестве аргумента ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.

Используя этот вид аргументации, следует стремиться к тому, чтобы описание содержало конкретные детали, было ярким, образным, психологически убедительным. Следует занять позицию наблюдателя, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.

2. В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.

VI. Не забывайте!!!

  • Каждую часть надо начинать с новой строки.
  • Перечитайте, как вы обозначили проблему.
  • Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на вопрос.
  • Если по формуле «проблема+существительное в родительном падеже, например, «проблема милосердия», то это существительное должно прозвучать в авторской позиции.
  • Автор может поднимать много проблем, но вам надо говорить только об одной.

VII. План сочинения.

  1. Вступление.
  2. Проблема, над которой размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция.
  5. Ваше мнение (согласие /несогласие…)
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Третий аргумент.
  9. Вывод (заключение).

Сочинение

Вступление.

С книгами М. Пришвина я познакомилась ещё в младших классах, но это были, в основном, размышления о природе. А вот этот отрывок-рассуждение о душе я читаю впервые. Он меня очень заинтересовал.

Главная часть.

Много ли мы думаем о душе? Нет, чаще произносим давно знакомые словосочетания: «не лезь в душу», «душа болит», «глаза – зеркало души». Совокупность каких же качеств в человеке представляет душа? Автор предлагает послушать его определение, что «душа – это внутренний мир человека, это что он сам о себе знает». Как я полагаю, он соединяет в это понятие все те качества человека, которые мы называем словом «характер». Моё мнение почти полностью совпадает с авторским, однако я думаю, что в это понятие входит ещё и наша эмоциональная сфера чувств: радость, огорчение, сожаление. А далее он углубляет проблему определения души, называя её «некоей сущностью, обитающей в теле человека». И самая главная грань этого представления о душе заключается, по мнению М. Пришвина в том, что «мы храним много недостойного среди сокровищ нашей души». Наверное, от этого зависит, плох или хорош характер человека. Я думаю, что хороших людей всё-таки больше, так как не раз наблюдала и сама участвовала в акциях милосердия. Мы поздравляли ветеранов войны, помогали пожилым людям, детям, оставшимся без родителей или малоимущим семьям. Добрые поступки и дела формируют характер каждого из нас, добавляют в сокровищницу нашей души приятное чувство сопричастности ко всему происходящему в мире.

Выводы.

Конечно, рассуждать о душе можно ещё долго. Сколько людей, столько и мнений. Но одно я знаю абсолютно точно: душа не склад для ненужных вещей. В ней надо хранить только то, что приносит пользу и тебе, и людям и что сделает твою жизнь приятной и удобной.

Приложение.